• Научная статья
  • 27 сентября 2022
  • Открытый доступ

Логопедическая работа по формированию метаязыковой деятельности у учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

Цель исследования - обосновать возможность формирования фонологического, морфологического, синтаксического и прагматического компонентов метаязыковой деятельности у младших школьников с тяжелым нарушением речи на основе авторской программы логопедического воздействия. В статье проанализирована сущность понятия «метаязыковая деятельность», определена структура метаязыковой деятельности, проанализированы и представлены результаты обучающего эксперимента, демонстрирующие эффективность предложенной авторской программы обучения школьников русскому языку с тяжелым нарушением речи. Научная новизна исследования заключается в определении структуры метаязыковой деятельности, включающей в себя: предмет - языковая система; способ - когнитивные операции; продукт - знания о языке и умение оперировать ими; и результат - готовность к осознанному восприятию и порождению текста. В результате разработана и апробирована авторская программа для младших школьников с тяжелым нарушением речи с целью формирования фонологического, морфологического, синтаксического и прагматического компонентов метаязыковой деятельности в ходе обучения русскому языку; сформулированы принципы обучения младших школьников с тяжелым нарушением речи при организации логопедического воздействия.

Источники

  1. Алмазова А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии // Наука и школа. 2019. № 1.
  2. Алмазова А. А., Саввиди М. И. К вопросу об изучении метаязыковой деятельности младших школьников // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. Саранск, 2021.
  3. Алмазова А. А., Саввиди М. И. Чтение и метаязыковая деятельность // Наука и школа. 2022. № 3.
  4. Бабина Г. В. Языковые идентификационные процессы учащихся с нарушениями чтения // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: метод. сб. по мат. междунар. симпозиума (г. Москва, 23-26 августа 2018 г.) / под общ. ред. А. А. Алмазовой, А. В. Лагутиной, Л. А. Набоковой, Е. Л. Черкасовой. М., 2018.
  5. Воробьева Т. А. К вопросу о разграничении метаязыковой деятельности и языковой рефлексии детей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 196.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. Изд-е 5-е. М., 2005.
  7. Грибова О. Е. Организация работы по формированию грамматического строя речи в специальной школе // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2010.
  8. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж, 2001.
  9. Китик Е. Е., Томме Л. Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2020.
  10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд-е 8-е. М.: ЛЕНАНД, 2014.
  11. Орлова О. С., Габина Г. В., Шарипова Н. Ю. Дизорфография и фактор развития метаязыковой способности // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: Спутник+, 2014.
  12. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013.
  13. Реформатский А. А. Введение в языковедение / под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект-Пресс, 1996. URL: http://linguistics-online.narod.ru/reformatskij_a.a-vvedenie_v_jazykovedenie-1996.pdf
  14. Саркисова Э. В. Взаимодействие стратегий и структурных опор при идентификации незнакомого слова: автореф. дисс. … к. филол. н. Тверь, 2014.
  15. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. Изд-е 2-е, доп. М.: Наука. 1977. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/solncev/text.pdf
  16. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.). М.: Педагогика, 1980.
  17. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005.
  18. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2006. № 2.
  19. Шарипова Н. Ю. Исследование метаязыковой способности школьников в когнитивной парадигме // Голос и речь. 2013. № 2 (10).
  20. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. М.: АРКТИ, 1996.
  21. Bialystok E. C. Metalinguistic Awareness: The Development of Children’s Representations of Language // Systems of Representation in Children: Development and Use / ed. by C. Pratt, A. F. Garton. L., 1993.
  22. Gombert J. E. Metalinguistic Development. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

Информация об авторах

Саввиди Марина Исаковна

Московский педагогический государственный университет; Школа № 508 г. Москвы

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 августа 2022.
  • Опубликована: 27 сентября 2022.

Ключевые слова

  • младшие школьники
  • тяжелое нарушение речи
  • компоненты метаязыковой деятельности
  • когнитивные операции
  • структура метаязыковой деятельности
  • организация логопедического воздействия
  • younger schoolchildren
  • severe speech impairment
  • components of metalinguistic activity
  • cognitive operations
  • structure of metalinguistic activity
  • organisation of speech therapy

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)