• Научная статья
  • 21 ноября 2022
  • Открытый доступ

«Уроки выходного дня» как методический прием формирования умений устной речи на русском языке иностранных студентов в рамках ситуативно-обусловленного латентного обучения

Аннотация

Цель исследования - показать целесообразность применения ситуативного подхода к обучению иностранных студентов русскому языку как иностранному (РКИ) в условиях латентного научения. Данная статья является результатом осмысления практического опыта преподавания РКИ на подготовительном факультете Удмуртского государственного университета. В статье анализируются виды речевых и учебных речевых ситуаций с точки зрения преимуществ и недостатков использования в учебном процессе; рассматривается вопрос об успешности применения ситуативного обучения в преподавании РКИ. Основное внимание сосредоточено на возможности реализации ситуативного обучения в реальной коммуникации латентно, скрыто, неявно. Научная новизна исследования заключается в разработке методического приема «Уроки выходного дня» с целью формирования умений устной речи студентов подготовительного факультета. В результате охарактеризованы основные уровни формирования умений говорения с использованием методического приема «Уроки выходного дня», этапы реализации названного методического приема, даны рекомендации по его дальнейшему применению в практике преподавания РКИ.

Источники

  1. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988.
  2. Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Применение образовательного квеста как формы контроля на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  3. Веселова П. Н. Потенциал использования технологии глобальных симуляций как эффективного средства формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся на всех уровнях владения РКИ // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 2.
  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005.
  5. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.
  6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  7. Иевлева З. Н. Начальный этап обучения русскому языку как иностранному: цели и содержание // Русский язык за рубежом. 1985. № 4.
  8. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986.
  9. Королькова С. А. Сценарно-ситуативный подход при обучении устному переводу // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2014. № 1.
  10. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1976.
  11. Курченкова Е. А., Куличенко Ю. Н., Медведева Л. Е. Практическое занятие по английскому языку в форме занятия-конференции как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 2.
  12. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  14. Лысенко Н. Е. Экспериментальный анализ эффективности деловой игры и метода кейс-стади по сравнению с традиционными методами обучения в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5.
  15. Макарова О. А. Реализация ситуативного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе (на примере иностранного языка): автореф. дисс. … к. пед. н. Ульяновск, 2019.
  16. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. № 1.
  17. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам. М., 1996.
  18. Мотина Е. И. Очерки по методике преподавания русского языка иностранцам // Очерки по методике преподавания русского языка: сб. ст. М., 1964. Вып. 11.
  19. Нахабина М. М. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. М. - СПб.: Златоуст, 2001.
  20. Отводенко Н. В. Научное обеспечение развития риторической компетенции студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 9.
  21. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
  22. Пассов Е. И. Ситуация, тема, социальный контакт // Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1991.
  23. Сахарова Т. Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи // Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1991.
  24. Скалкин В. Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1991.
  25. Солодухо Н. М. Методология ситуационного подхода в научном познании // Фундаментальные исследования. 2005. № 8. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6474
  26. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.
  27. Успенский М. Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе / под ред. Н. М. Шанского. М.: Педагогика, 1979.
  28. Фастовец Р. В. Управление иноязычным общением в учебных условиях // Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1991.
  29. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М.: Русский язык, 2002.

Информация об авторах

Обухова Надежда Владимировна

к. пед. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Роева Кристина Михайловна

к. филол. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Яковлева Лора Вильгельмовна

к. пед. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 января 2021.
  • Опубликована: 21 ноября 2022.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • обучение устной речи
  • ситуативно-обусловленное обучение
  • латентное обучение
  • ситуативный подход к обучению русскому языку как иностранному
  • Russian as a foreign language
  • oral speech training
  • situated-based learning
  • latent learning
  • situated approach to Russian as a foreign language teaching

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)