• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Возможности применения дидактических игр в развитии речевых умений российских дошкольников в процессе обучения китайскому языку

Аннотация

Цель исследования - выявление возможностей дидактических игр в развитии речевых умений детей дошкольного возраста при обучении китайскому языку. В статье описаны компоненты речевых умений, которые необходимо формировать у дошкольников при изучении китайского языка; показана специфика использования дидактических игр для развития речевых умений у российских дошкольников в процессе обучения китайскому языку и определены принципы обучения и педагогические условия, способствующие развитию речевых умений дошкольников на уроках китайского языка с применением дидактических игр; представлены результаты пилотажного исследования, которое проводилось в 2020-2021 гг. в Санкт-Петербурге на базе школы китайского языка «ШэнТан» и в детском саду «Звездный путь». Научная новизна исследования заключается в отборе принципов обучения и выявлении педагогических условий применения дидактических игр для развития речевых умений российских дошкольников при обучении китайскому языку. В результате были выявлены трудности, с которыми сталкиваются учителя китайского языка и их учащиеся в учебном процессе, определена роль дидактической игры в развитии речевых умений дошкольников.

Источники

  1. Афанасьева О. В. Сущностная характеристика речевой компетенции // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 11 (41).
  2. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. «ПРОдетей». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2020.
  3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.
  5. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. М. - Воронеж: Институт практической психологии, 1998.
  6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в ДОУ. М.: Мозаика Синтез, 2008.
  7. Гусейнова Н. М. Дидактические игры и принципы их отбора при обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).
  8. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Давыдов В. В. Последние выступления. М.: Эксперимент, 1998.
  9. Даринская Л. А., Вэй Линьлу. Применение дидактических игр в обучении дошкольников китайскому языку как иностранному (на примере Китая, Республики Корея, Таиланда, Индонезии и США) // Научное мнение. 2022. № 1-2.
  10. Дьяченко Л. А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 34.
  11. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989.
  12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9.
  13. Московкин Л. В. Теоретические источники концепции речевых навыков и умений С. Ф. Шатилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 198.
  14. Насибулина П. Б. Трудности при обучении китайской письменности и пути их преодоления // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34).
  15. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. М.: Речь, 2010.
  16. Подымова Л. С., Сергеева В. П. Инновации в образовательном процессе: уч.-метод. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. М., 2012.
  17. Рычагова Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2012.
  18. Сергеева О. Е. Лингводидактические основы коммуникативно-игрового метода обучения русскому языку как иностранному детей дошкольного возраста: дисс. … д. пед. н. М., 2005.
  19. Сердюк В. В., Маркова А. А., Масленникова И. А. Геймификация как способ вовлечения дошкольников в образовательную деятельность // Вестник науки. 2021. № 10 (43). Т. 3.
  20. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  21. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. 2001. № 3.
  22. Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1985.
  23. Krashen S. D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon, 1982.
  24. 语言学词典 / 全国科学技术名词审定委员会公布; 语言学名词审定委员会2020编. 北京: 商务印书馆, 2022 (Лингвистический словарь / под ред. Комитета по пересмотру лингвистических терминов при Национальном комитете по пересмотру научно-технических терминов. Пекин: Коммерческое издательство, 2022).
  25. 郭钧贻. 儿童汉语课堂游戏使用情况个案研究. 上海, 2020 (Го Цзюньи. Тематическое исследование по использованию игр на уроке китайского языка для детей: дисс. … д. пед. н. Шанхай, 2020).
  26. 雷文婷. 澳大利亚幼儿汉语课堂游戏教学个案调查分析与设计. 昆明, 2014 (Лэй Вэньтин. Анализ и дизайн занятий по обучению австралийских детей китайскому языку с применением дидактической игры: дисс. … м. пед. н. Куньмин, 2014).
  27. 欧丽莎. 针对泰国学龄前儿童的汉语课堂游戏设计研究--以泰国CHAROENPONG幼儿园为例. 天津, 2014 (Пхадунглом А. Исследование дидактических игр для обучения китайскому языку тайских дошкольников - на примере детского сада «Чароенпонг»: дисс. … м. пед. н. Тяньцзинь, 2014).
  28. 昔河那. 游戏教学法在韩国儿童汉语教学中的应用研究. 长春, 2011 (Си Ха На. Исследование применения игрового метода в обучении китайскому языку корейских детей: дисс. … м. пед. н. Чанчунь, 2011).
  29. 蔡淑玲. 游戏理论与应用. 台北: 五南图书, 2004 (Цай Шулинг. Теория игр и ее применение. Тайбэй: Книги Вунань, 2004).
  30. 陈鹤琴. 儿童心理特点与教育法 // 新教育. 1921. № 3 (2) (Чжэн Хэцин. Психологические особенности детей и метод обучения детей // Новое образование. 1921. № 3 (2)).

Информация об авторах

Даринская Лариса Александровна

д. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет

Вэй Линьлу

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

Данное исследование выполнено в рамках деятельности педагогической лаборатории в Санкт-Петербурге (распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.08.2014 № 3354-р) по теме «Разработка и апробация современной методической модели преподавания китайского языка для начального общего образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 декабря 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • дидактическая игра для дошкольников
  • обучение китайскому языку
  • речевые умения
  • школа китайского языка
  • didactic game for preschoolers
  • teaching Chinese
  • speech skills
  • Chinese language school

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)