• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Иностранный язык специальности в становлении профессиональной идентичности юристов-международников

Аннотация

Цель исследования - обосновать, что становление профессиональной идентичности студентов-международников (будущих юристов) как образовательный и воспитательный процесс, формирующий систему профессиональных компетенций, ценностей и приоритетов специалистов, объединенных одной профессиональной идеологией, может успешно осуществляться в рамках обучения иностранному языку специальности в вузе. В статье рассмотрены методы и средства формирования профессиональной идентичности юристов-международников в ходе изучения иностранного языка специальности. Научная новизна заключается в разработке понятия «становление профессиональной идентичности студента в контексте обучения в вузе» и определении компонентов, составляющих профессиональную идентичность юристов-международников. В результате исследования выявлены наиболее эффективные методы и средства, способствующие развитию профессиональной идентичности у юристов-международников в ходе изучения иностранного языка специальности.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
  2. Глузман А. А. Обобщенные приемы учебной работы как средство совершенствования подготовки специалистов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные науки. 2022. № 4 (60).
  3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К.: Наукова думка, 1988.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1997.
  6. Касаткина Н. Э. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете. Кемерово, 1996.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
  8. Коверга А. О. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу // Молодой ученый. 2014. Вып. 65.
  9. Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-381-395
  10. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  11. Крупченко А. К. Становление профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании: дисс. … д. пед. н. М., 2007.
  12. Кудрявцев Т. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.
  13. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1.
  14. Матиенко А. В. Иноязычная профессиональная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и мультикультурной личности // Научный результат. Серия «Вопросы теоретической и прикладной лингвистики». 2016. Т. 2. № 2.
  15. Межакова Е. Л. Становление профессиональной культуры у будущих учителей средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»: дисс. … к. пед. н. Благовещенск, 2004.
  16. Морозова О. В. Профессиональная идентичность студентов вуза // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41.
  17. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. К., 1976.
  18. Самородова Е. А., Иноземцева Е. С. Об опыте преподавания языка специальности юристам-международникам // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2018. № 3-2.
  19. Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52).
  20. Утяшева М. Д. Методика применения кейс-метода в профессиональном обучении // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-8.
  21. Федотова Л. М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2011.
  22. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
  23. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность психологов в период вузовской подготовки // Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты: мат. XI межвуз. науч.-практ. конф. (г. Москва, 18 апреля 2017 г.) / под ред. проф. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2017.
  24. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисс. … д. психол. н. М., 2001.
  25. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: Принт, 2000.
  26. Шорохова Е. В. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  28. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
  29. Яницкий М. С. Методы исследования ценностно-смысловой сферы личности. Методические рекомендации. Кемерово, 1997.

Информация об авторах

Самородова Екатерина Александровна

к. юрид. н., доц.

Московский государственный институт (Университет) международных отношений (МГИМО) МИД РФ

Симонян Татьяна Арменовна

к. филол. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • профессиональная идентичность
  • язык специальности
  • профессиональные компетенции
  • международное право
  • студенты-международники
  • юристы-международники
  • professional identity
  • language for special purposes
  • professional competencies
  • international law
  • international students
  • international lawyers

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)