Лабораторно-практические занятия по методике обучения литературе: моделирование уроков изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа
Аннотация
Цель исследования – показать возможности применения лабораторно-практических занятий по методике обучения литературе на примере моделирования урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа для формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов – будущих учителей литературы. В статье описана специфика проведения подобного вида занятий, определены их дидактические задачи, этапы подготовки и проведения, критерии оценивания студентов, дан пример лабораторно-практического занятия по моделированию урока конкретного типа (урок изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа). Научная новизна исследования заключается в разработке методики проведения таких занятий с целью формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов-педагогов. Разработана схема-модель урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа (на примере материала романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и показана ее реализация на лабораторно-практическом занятии. В результате доказано, что представленный вид занятий способствует формированию инициативности будущих педагогов, развитию творческого подхода и самостоятельности в выборе темы урока, содержания учебного материала, методов и приемов работы, позитивно влияя на профессиональное становление будущих учителей-словесников.
Источники
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Бережковская Е. Л. Культурно-историческая психология развития. М.: Юрайт, 2023.
- Библер В. С. Диалог культур и школа ХХI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993.
- Воркачев С. Г. Какою мерою мерите: идея воздаяния в лингвокультуре. М.: Флинта, 2020.
- Гладышев В. В. Тексты и контексты изучения рассказов в школе. М.: Флинта, 2019.
- Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. М.: Юрайт, 2023.
- Доманский В. А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе. М.: Флинта, 2015.
- Кудина И. Ю. Дидактический образ-модель как основа формирования учебно-методического комплекса средств обучения для изучения литературы // Поликультурное образование и диалог культур: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. к 80-летию проф. Меджи Валентиновны Черкезовой. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2017.
- Паустовский К. Г. Блистающие облака. Золотая роза. СПб.: Каравелла, 1995.
- Сапченко Л. А. Литература в контексте художественной культуры. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, 2021.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 февраля 2023.
- Опубликована: 31 марта 2023.
Ключевые слова
- лабораторно-практическое занятие
- изучение художественного произведения
- использование элементов культурологического анализа
- методика обучения литературе
- моделирование урока литературы
- laboratory and practical class
- studying a literary work
- using of elements of cultural analysis
- methods of teaching literature
- modelling of literature class
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»