• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Лабораторно-практические занятия по методике обучения литературе: моделирование уроков изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа

Аннотация

Цель исследования – показать возможности применения лабораторно-практических занятий по методике обучения литературе на примере моделирования урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа для формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов – будущих учителей литературы. В статье описана специфика проведения подобного вида занятий, определены их дидактические задачи, этапы подготовки и проведения, критерии оценивания студентов, дан пример лабораторно-практического занятия по моделированию урока конкретного типа (урок изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа). Научная новизна исследования заключается в разработке методики проведения таких занятий с целью формирования творческой активности и профессиональных компетенций студентов-педагогов. Разработана схема-модель урока изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа (на примере материала романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и показана ее реализация на лабораторно-практическом занятии. В результате доказано, что представленный вид занятий способствует формированию инициативности будущих педагогов, развитию творческого подхода и самостоятельности в выборе темы урока, содержания учебного материала, методов и приемов работы, позитивно влияя на профессиональное становление будущих учителей-словесников.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  2. Бережковская Е. Л. Культурно-историческая психология развития. М.: Юрайт, 2023.
  3. Библер В. С. Диалог культур и школа ХХI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993.
  4. Воркачев С. Г. Какою мерою мерите: идея воздаяния в лингвокультуре. М.: Флинта, 2020.
  5. Гладышев В. В. Тексты и контексты изучения рассказов в школе. М.: Флинта, 2019.
  6. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. М.: Юрайт, 2023.
  7. Доманский В. А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе. М.: Флинта, 2015.
  8. Кудина И. Ю. Дидактический образ-модель как основа формирования учебно-методического комплекса средств обучения для изучения литературы // Поликультурное образование и диалог культур: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. к 80-летию проф. Меджи Валентиновны Черкезовой. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2017.
  9. Паустовский К. Г. Блистающие облака. Золотая роза. СПб.: Каравелла, 1995.
  10. Сапченко Л. А. Литература в контексте художественной культуры. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, 2021.

Информация об авторах

Храброва Валерия Евгеньевна

к. пед. н., доц.

Севастопольский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 февраля 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • лабораторно-практическое занятие
  • изучение художественного произведения
  • использование элементов культурологического анализа
  • методика обучения литературе
  • моделирование урока литературы
  • laboratory and practical class
  • studying a literary work
  • using of elements of cultural analysis
  • methods of teaching literature
  • modelling of literature class

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)