• Научная статья
  • 13 июля 2023
  • Открытый доступ

Модель формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость и возможность формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы. В статье представлена модель формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы; описаны блоки модели – методологический, организационно-содержательный и результативно-оценочный; приведены эмпирические данные, подтверждающие результативность формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы в соответствии с предлагаемой моделью. Научная новизна исследования определяется обогащением теории инклюзивного образования обоснованием и разработкой модели формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы как теоретического ориентира для выстраивания взаимодействия с родителями дошкольников в контексте формирования их педагогической готовности, рассматриваемой в данном исследовании в качестве интегрального личностного параметра; фиксированием фактов, доказывающих возможность повышения уровня сформированности этой готовности при опоре на разработанное научно-методическое обеспечение в виде авторской программы и ее компонентов – составляющих модели. В итоге автор приходит к заключению, что формирование педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы возможно, однако не может ограничиваться овладением родителями только процессуальной стороной деятельности. Необходима целенаправленная работа по развитию у них личностных качеств и положительных родительских установок, связанных с принятием ценности инклюзии и ребенка в ней, изменением родительского менталитета.

Источники

  1. Адеева Т. Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4.
  2. Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. М.: Школьная пресса, 2012.
  3. Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивная педагогика. Казань: Познание, 2019.
  4. Бучилова И. А., Леханова О. Л., Колотилова Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования // Гуманитарный трактат. 2016. № 2.
  5. Быстрова Н. Н. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования // Мир. 2011. № 4-2 (29).
  6. Выготский Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов. СПб.: Лань, 2003.
  7. Глухова Е. С., Литвина С. А. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования // Психология обучения. 2013. № 1.
  8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
  9. Касаткин П. И. Аксиология образования: архитектоника современного образовательного пространства: монография / науч. ред. М. М. Лебедева. М.: МГИМО-Университет, 2018.
  10. Кирьякова А. В., Ольховая Т. А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. № 5.
  11. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дисс. … к. пед. н. Омск, 2015.
  12. Лебедева К. М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115).
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. М., 1977.
  14. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36.
  15. Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. 2015. № 9.
  16. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Просвещение, 1988.
  17. Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2014.
  18. Нисская А. К. Проблема перехода к обучению в школе: обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. 2019. № 1 (91).
  19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  20. Попов А. А. Различные подходы к изучению понятия преемственности // Педагогическое мастерство: мат. VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. – СПб.: Питер, 2012.
  22. Сунцова А. С. Опыт подготовки будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42).
  23. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во УМО (Психология), 2006.
  24. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель // Вестник Герценовского университета. 2010. № 3.
  25. Чердынцева Е. В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников // Начальная школа плюс: До и После. 2013. № 4.
  26. Шалагинова К. С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию. 2011. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/inclusive_edu/contents/44071
  27. Шевцова Т. А. Когнитивный компонент педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 11. DOI: 10.30853/ped20220187
  28. Щербакова А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2004.
  29. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  30. Щуркова Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4.

Информация об авторах

Шевцова Татьяна Александровна

Вятский государственный университет; Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании города Лабытнанги

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 мая 2023.
  • Опубликована: 13 июля 2023.

Ключевые слова

  • дошкольная образовательная организация
  • общеобразовательная организация
  • педагогическая готовность родителей дошкольников
  • модель формирования педагогической готовности
  • инклюзивный образовательный процесс
  • модульная программа для родителей
  • preschool education organization
  • general education organization
  • pedagogical readiness of parents of preschool-aged children
  • model for pedagogical readiness formation
  • inclusive educational process
  • modular program for parents

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)