• Научная статья
  • 13 июля 2023
  • Открытый доступ

Отбор педагогического инструментария на основе показателей эффективности методических практик обучения математике учащихся основной школы с рисками учебной неуспешности

Аннотация

Цель исследования – обосновать, что для осуществления эффективных методических практик обучения математике учащихся основной школы с рисками учебной неуспешности необходимо руководствоваться определенными показателями для отбора соответствующего педагогического инструментария. В статье рассмотрены параметры оценки эффективности педагогического инструментария обучения математике, предлагаемые в научно-педагогической литературе. Научная новизна исследования состоит в формулировании понятия «методическая практика обучения математике» и выделении показателей эффективности методических практик обучения математике учащихся с рисками учебной неуспешности. В результате выделены и охарактеризованы показатели эффективности методических практик обучения математике учащихся с рисками учебной неуспешности, которые предложены в качестве ориентиров для выбора соответствующего педагогического инструментария.

Источники

  1. Авазова Э. Т., Раимжанова А. Т. Инновационные методы обучения в современной школе // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 3.
  2. Адаскина А. А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. DOI: 10.17759/jmfp.2019080103
  3. Афанасьева О. П., Никифорова И. Н., Чесновицкая Е. А. Теоретические подходы к изучению проблемы успешности учебной деятельности подростков в современной общеобразовательной школе // Преподаватель XXI век. 2022. № 3-1.
  4. Волегжанина И. С. Педагогический инструментарий становления и развития профессиональной компетентности будущего инженера в научно-образовательном комплексе // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. DOI: 10.34670/AR.2020.1.46.131
  5. Егупова М. В., Мошура Ю. В. Задачи практического приложения геометрии как средство достижения метапредметных образовательных результатов // Математика в школе. 2020. № 2.
  6. Картушина Н. В. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности педагога. Критерии и показатели оценивания // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4.
  7. Кириченко Д. В., Галагузова Ю. Н. Геймификация в работе учителя общеобразовательной школы: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2022. № 3.
  8. Кислякова М. А. Неуспеваемость учащихся по математике как психолого-педагогический феномен // Наука и школа. 2021. № 3.
  9. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образо¬вания. 2019. № 4. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92
  10. Малышев И. Г. Дежавю // Математика в школе. 2022. № 7.
  11. Тавстуха О. Г., Ганаева Е. А., Муратова А. А., Шавшаева Л. Ю., Матвиевская Е. Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 6.
  12. Токтарова В. И., Федорова С. Н. Оценка результативности обучения математике в адаптивной системе: критерии и показатели // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212).
  13. Тумашева О. В. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики: размышления о новых целевых ориентирах // Математика в школе. 2021. № 5.
  14. Тумашева О. В., Шашкина М. Б. Биконтекстные задания как инструмент формирования и мониторинга читательской грамотности при обучении математике // Математика в школе. 2020. № 6.
  15. Тумашева О. В., Шашкина М. Б. Фиаско ОГЭ по математике 2021 года: какие уроки следует извлечь? // Математика в школе. 2022. № 1.
  16. Шакирова Г. Р. Формирование ключевых компетенций для преодоления учебной неуспешности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1.
  17. Шакирова Г. Р., Фатыхова Р. М. Классификация причин учебной неуспешности и неуспеваемости // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2022. № 2-2. DOI: 10.37882/2223-2982.2022.02-1.39
  18. Ясюкова Л. А. Как развиваются и как не развиваются математические способности: анализ методик обучения математике в современной школе // Школьные технологии. 2022. № 3.
  19. Asli A., Zsoldos-Marchis I. Teaching applications of Mathematics in other disciplines: Teachers’ opinion and practice // Acta Didactica Napocensia. 2021. Vol. 14 (1). DOI: 10.24193/adn.14.1.11
  20. Benavides-Varela S., Callegher C. Z., Fagiolini B., Leo I., Altoè G., Lucangeli D. Effectiveness of digital-based interventions for children with mathematical learning difficulties: A meta-analysis // Computers & Education. 2020. Vol. 157. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.103953
  21. Furner J., Gonzalez-DeHass A. How do students’ mastery and performance goals relate to math anxiety? // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2011. Vol. 7 (4). DOI: 10.12973/ejmste/75209
  22. Ibragimov G. I., Kalimullina A. A. Descriptors derived from feedback on teaching Mathematics in school // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021. Vol. 17 (10). DOI: 10.29333/ejmste/11185
  23. Senthamarai S. Interactive teaching strategies // Journal of Applied and Advanced Research. 2018. Vol. 3 (S1). DOI: 10.21839/jaar.2018.v3iS1.166

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Красноярским краевым фондом науки научного проекта № 2023021409292, проект «Эффективные методические практики обучения математике, обеспечивающие достижение метапредметных результатов обучающимися с рисками учебной неуспешности».

Информация об авторах

Тумашева Ольга Викторовна

к. пед. н., доц.

Красноярский педагогический университет им. В. П. Астафьева

Шашкина Мария Борисовна

к. пед. н., доц.

Красноярский педагогический университет им. В. П. Астафьева

Аёшина Екатерина Андреевна

к. пед. н.

Красноярский педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
  • Опубликована: 13 июля 2023.

Ключевые слова

  • методические практики обучения математике
  • учащиеся с рисками учебной неуспешности
  • обучение в школе
  • учитель математики
  • педагогический инструментарий
  • methodological practices of teaching mathematics
  • students with academic failure risks
  • school education
  • mathematics teacher
  • pedagogical tools

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)