• Обзор
  • 13 июля 2023
  • Открытый доступ

Нейроцифровые технологии в инклюзивном образовании: теоретический обзор

Аннотация

Цель работы – представить обзор психолого-педагогических исследований в области создания, применения и совершенствования нейроцифровых образовательных технологий в контексте современного инклюзивного образования. В работе выделены и обобщены основные направления исследований и проблемы нейроцифровизации инклюзивного образования, выделены пути решения данных проблем, приоритетные направления дальнейших исследований и разработок. Научная новизна связана с попыткой интегративного осмысления направлений психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивного образования, рассмотрения достоинств и недостатков «нейроцифрового образования» как одной из инклюзивных практик, выделением системы факторов успешности нейроцифровизации инклюзивного образования. В результате показано, что в настоящее время можно обозначить несколько ведущих направлений психолого-педагогических исследований нейроцифровизации инклюзивного образования, а также перспектив развития «нейроцифровой педагогики» как науки и практики, определить пути преодоления слабостей и барьеров развития инклюзивного образования в контексте разработки, внедрения и совершенствования нейроцифровых технологий.

Источники

  1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Первое сентября, 2013.
  2. Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в Интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78).
  3. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р., Сахнова И. А., Сучков М. А., Зайцева Э. А. Цифровизация и инклюзивное образование // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 2.
  4. Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивная педагогика. Казань: Познание, 2019.
  5. Владимиров Н. М., Доровских И. Г., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Нейрообразование и проблемы субъектности инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1 (65).
  6. Евреева Т. С., Назаренко А. В. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании // Современные информационные технологии. 2022. № 35 (35).
  7. Зеер Э. Ф. Нейродидактика – инновационный тренд персонализированного образования // Профобразование и рынок труда. 2021. № 4.
  8. Иовлев Б. В., Новожилова М. Ю., Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Методологические аспекты изучения эффективности компьютерной психодиагностики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2006. № 2.
  9. Лошкарева О. Н. Нейроинтерфейсные технологии в современной системе инклюзивного образования // Социальное развитие детей в мультикультурном мире: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Елец, 28 февраля 2023 г.) / сост. И. В. Сушкова. Елец: Изд-во Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, 2023.
  10. Малиничев Д. М., Арпентьева М. Р. Инновации цифровизации // Специальное образование. 2022. № 4 (68).
  11. Мамбеталина А. С., Рыскулова М. М., Жумагалиева З. Н. Применение нейропедагогического подхода в процессе обучения в Казахстане и в зарубежных странах // Педагогика. 2019. Т. 2. № 5.
  12. Рындак В. Г. Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2021. № 4.
  13. Сибгатуллина-Денис И., Шарафуллина Ж. В. Асинхронности возможностей цифрового образования для инклюзивных систем // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2020. № 4.
  14. Степанова Г. А., Малиничев Д. М., Хотеева Р. И., Арпентьева М. Р. Нейроцифровые технологии и этические проблемы модернизации инклюзивного образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2.
  15. Целоева Д. М., Мальсагова М. Х., Мамиева З. М. Нейродидактические основы инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83).
  16. Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28).
  17. Шумилова Е. А. Цифровизация инклюзивного образовательного пространства // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13).
  18. Abbott C. E-inclusion. Bristol: Futurelab Education, 2007.
  19. Bates A. W. Teaching in a digital age. Vancouver: T. Bates, 2019.
  20. Borup J., Stevens M. Factors influencing teacher satisfaction at an online charter school // Journal of Online Learning Research. 2016. No. 2 (1).
  21. Chojak M. Neuropedagogy as a scientific discipline // Neuropedagogy as a Scientific Field. 2019. Vol. 12.
  22. Doukakis Sp., Alexopoulos E. C. The role of educational neuroscience in distance learning. Cham: Springer, 2021.
  23. García-Peñalvo F. J., Corell A., Abella-García V., Grande M. Online assessment in higher education in the time of COVID-19 // Education in the Knowledge Society. 2020. Vol. 21. https://doi.org/10.14201/eks.23013
  24. Giannopoulou P., Papalaskari M. A., Doukakis S. Neuroeducation and computer programming: A review // Advances in Experimental Medicine and Biology / ed. by P. Vlamos. Cham: Springer, 2020. Vol. 1194.
  25. González-Grandón X. A. Ecology of the brain // Philosophia / ed. by Th. Fuchs. Oxford: Oxford University Press, 2021. Vol. 149.
  26. Hamburg I., Bucksch S. Inclusive education and digital social innovation // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. Vol. 4. No. 5
  27. Horstkötter D. Self-control enhancement in children, ethical and conceptual aspects // Shaping Children / ed. by S. K. Nagel. Switzerland: Springer, 2019.
  28. Hruby G. Three requirements for justifying an educational neuroscience // The British Journal of Educational Psychology. 2012. Vol. 82.
  29. Jiménez Y., Vivanco O., Castillo D., Torres P., Jiménez M. Artificial intelligence in neuroeducation. Cham: Springer, 2021.
  30. Lee H. W., Juan C. H. What can cognitive neuroscience do to enhance our understanding of education and learning? // Journal of Neuroscience and Neuroengineering. 2013. Vol. 2 (4).
  31. McKay S. M., Smith S. Towards a neuroscience-informed coaching practice // Positive Psychology Coaching in the Workplace / ed. by W. A. Smith, I. Boniwell, S. Green. Cham: Springer, 2021.
  32. Mercier J., Charland P. An agenda for neuroeducation: Relating psychophysiological and behavioral data across time scales of learning // Neuroeducation. 2013. Vol. 2 (1).
  33. Miller R. Neuroeducation // Journal of Mental Health Counseling. 2016. Vol. 38 (2).
  34. Neuro-Systemic Applications in Learning / ed. by K. A. Thomas, J. V. Kureethara, S. Bhattacharyya. Cham: Springer, 2021.
  35. Pallarés-Domínguez D. Moral neuroeducation proactive epigenesis and poverty // Moral Neuroeducation for a Democratic and Pluralistic Society / ed. by P. Calvo, J. Gracia-Calandín. Switzerland: Springer, 2019.
  36. Pallarés-Domínguez D. Neuroeducación en diálogo: neuromitos en el proceso de enseñanza-prendizaje y en la educación moral // Pensamiento. Revista de investigación e información filosófica. 2016. Vol. 72 (273).
  37. Rangaswami S. Nature, nurture and the learning brain // Neuro-Systemic Applications in Learning / ed. by K. A. Thomas, J. V. Kureethara, S. Bhattacharyya. Cham: Springer, 2021.
  38. Reconceptualising Information Processing for Education / ed. by G. Woolcott. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2020.
  39. Rodgers D. L., Hales R. L. Brain-based learning // Comprehensive Healthcare Simulation / ed. by L. Johnston, L. Su. Cham: Springer, 2021.
  40. Salas-Pilco S. Z., Xiao K., Oshima J. Artificial intelligence and new technologies in inclusive education // Sustainability. 2022. Vol. 14 (20).
  41. Schmied A., Varma S., Dubinsky J. M. Acceptability of neuroscientific interventions in education // Science and Engineering Ethics. 2021. Vol. 27.
  42. Serna R. W., Begum M., Yanco H. A. Are robots ready to deliver autism interventions? // International Journal of Social Robotics. 2016. No. 2.
  43. Shumilova E. A., Kuzma L. P., Makuha L. S. Digital tools for assessing educational achievements by students with disabilities in an inclusive educational environment // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 6 (60).
  44. Yurinova E. A., Byrdina O. G., Dolzhenko S. G. Transprofessional competences of school teachers in the digital environment // Education and Information Technologies. 2021. No. 8.
  45. Zeer E. F., Zinnatova M. V., Tretyakova V. S., Bukovey T. D. Trans-professionalism as a predictor of adaptation of a person to digital professional future // Elementary Education Online. 2020. Vol. 19 (4).
  46. Zocchi M., Pollack C. Educational neuroethics // Mind, Brain, and Education. 2013. Vol. 7 (1).

Информация об авторах

Малиничев Дмитрий Михайлович

к. техн. н., доц.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Арпентьева Мариям Равильевна

д. психол. н., доц.

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Содействие», г. Калуга

Хотеева Раиса Ивановна

к. психол. н., доц.

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского

Коптяева Светлана Владимировна

Калужская областная детская библиотека

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
  • Опубликована: 13 июля 2023.

Ключевые слова

  • инклюзивное образование
  • нейроцифровые технологии
  • цифровизация инклюзивного образования
  • нейроинтерфейсы
  • подготовка педагогов
  • inclusive education
  • neurodigital technologies
  • digitalization of inclusive education
  • neural interfaces
  • teacher training

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)