Нейроцифровые технологии в инклюзивном образовании: теоретический обзор
Аннотация
Цель работы – представить обзор психолого-педагогических исследований в области создания, применения и совершенствования нейроцифровых образовательных технологий в контексте современного инклюзивного образования. В работе выделены и обобщены основные направления исследований и проблемы нейроцифровизации инклюзивного образования, выделены пути решения данных проблем, приоритетные направления дальнейших исследований и разработок. Научная новизна связана с попыткой интегративного осмысления направлений психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивного образования, рассмотрения достоинств и недостатков «нейроцифрового образования» как одной из инклюзивных практик, выделением системы факторов успешности нейроцифровизации инклюзивного образования. В результате показано, что в настоящее время можно обозначить несколько ведущих направлений психолого-педагогических исследований нейроцифровизации инклюзивного образования, а также перспектив развития «нейроцифровой педагогики» как науки и практики, определить пути преодоления слабостей и барьеров развития инклюзивного образования в контексте разработки, внедрения и совершенствования нейроцифровых технологий.
Источники
- Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Первое сентября, 2013.
- Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в Интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78).
- Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р., Сахнова И. А., Сучков М. А., Зайцева Э. А. Цифровизация и инклюзивное образование // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 2.
- Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивная педагогика. Казань: Познание, 2019.
- Владимиров Н. М., Доровских И. Г., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Нейрообразование и проблемы субъектности инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1 (65).
- Евреева Т. С., Назаренко А. В. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании // Современные информационные технологии. 2022. № 35 (35).
- Зеер Э. Ф. Нейродидактика – инновационный тренд персонализированного образования // Профобразование и рынок труда. 2021. № 4.
- Иовлев Б. В., Новожилова М. Ю., Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Методологические аспекты изучения эффективности компьютерной психодиагностики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2006. № 2.
- Лошкарева О. Н. Нейроинтерфейсные технологии в современной системе инклюзивного образования // Социальное развитие детей в мультикультурном мире: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Елец, 28 февраля 2023 г.) / сост. И. В. Сушкова. Елец: Изд-во Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, 2023.
- Малиничев Д. М., Арпентьева М. Р. Инновации цифровизации // Специальное образование. 2022. № 4 (68).
- Мамбеталина А. С., Рыскулова М. М., Жумагалиева З. Н. Применение нейропедагогического подхода в процессе обучения в Казахстане и в зарубежных странах // Педагогика. 2019. Т. 2. № 5.
- Рындак В. Г. Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2021. № 4.
- Сибгатуллина-Денис И., Шарафуллина Ж. В. Асинхронности возможностей цифрового образования для инклюзивных систем // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2020. № 4.
- Степанова Г. А., Малиничев Д. М., Хотеева Р. И., Арпентьева М. Р. Нейроцифровые технологии и этические проблемы модернизации инклюзивного образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2.
- Целоева Д. М., Мальсагова М. Х., Мамиева З. М. Нейродидактические основы инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83).
- Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28).
- Шумилова Е. А. Цифровизация инклюзивного образовательного пространства // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13).
- Abbott C. E-inclusion. Bristol: Futurelab Education, 2007.
- Bates A. W. Teaching in a digital age. Vancouver: T. Bates, 2019.
- Borup J., Stevens M. Factors influencing teacher satisfaction at an online charter school // Journal of Online Learning Research. 2016. No. 2 (1).
- Chojak M. Neuropedagogy as a scientific discipline // Neuropedagogy as a Scientific Field. 2019. Vol. 12.
- Doukakis Sp., Alexopoulos E. C. The role of educational neuroscience in distance learning. Cham: Springer, 2021.
- García-Peñalvo F. J., Corell A., Abella-García V., Grande M. Online assessment in higher education in the time of COVID-19 // Education in the Knowledge Society. 2020. Vol. 21. https://doi.org/10.14201/eks.23013
- Giannopoulou P., Papalaskari M. A., Doukakis S. Neuroeducation and computer programming: A review // Advances in Experimental Medicine and Biology / ed. by P. Vlamos. Cham: Springer, 2020. Vol. 1194.
- González-Grandón X. A. Ecology of the brain // Philosophia / ed. by Th. Fuchs. Oxford: Oxford University Press, 2021. Vol. 149.
- Hamburg I., Bucksch S. Inclusive education and digital social innovation // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. Vol. 4. No. 5
- Horstkötter D. Self-control enhancement in children, ethical and conceptual aspects // Shaping Children / ed. by S. K. Nagel. Switzerland: Springer, 2019.
- Hruby G. Three requirements for justifying an educational neuroscience // The British Journal of Educational Psychology. 2012. Vol. 82.
- Jiménez Y., Vivanco O., Castillo D., Torres P., Jiménez M. Artificial intelligence in neuroeducation. Cham: Springer, 2021.
- Lee H. W., Juan C. H. What can cognitive neuroscience do to enhance our understanding of education and learning? // Journal of Neuroscience and Neuroengineering. 2013. Vol. 2 (4).
- McKay S. M., Smith S. Towards a neuroscience-informed coaching practice // Positive Psychology Coaching in the Workplace / ed. by W. A. Smith, I. Boniwell, S. Green. Cham: Springer, 2021.
- Mercier J., Charland P. An agenda for neuroeducation: Relating psychophysiological and behavioral data across time scales of learning // Neuroeducation. 2013. Vol. 2 (1).
- Miller R. Neuroeducation // Journal of Mental Health Counseling. 2016. Vol. 38 (2).
- Neuro-Systemic Applications in Learning / ed. by K. A. Thomas, J. V. Kureethara, S. Bhattacharyya. Cham: Springer, 2021.
- Pallarés-Domínguez D. Moral neuroeducation proactive epigenesis and poverty // Moral Neuroeducation for a Democratic and Pluralistic Society / ed. by P. Calvo, J. Gracia-Calandín. Switzerland: Springer, 2019.
- Pallarés-Domínguez D. Neuroeducación en diálogo: neuromitos en el proceso de enseñanza-prendizaje y en la educación moral // Pensamiento. Revista de investigación e información filosófica. 2016. Vol. 72 (273).
- Rangaswami S. Nature, nurture and the learning brain // Neuro-Systemic Applications in Learning / ed. by K. A. Thomas, J. V. Kureethara, S. Bhattacharyya. Cham: Springer, 2021.
- Reconceptualising Information Processing for Education / ed. by G. Woolcott. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2020.
- Rodgers D. L., Hales R. L. Brain-based learning // Comprehensive Healthcare Simulation / ed. by L. Johnston, L. Su. Cham: Springer, 2021.
- Salas-Pilco S. Z., Xiao K., Oshima J. Artificial intelligence and new technologies in inclusive education // Sustainability. 2022. Vol. 14 (20).
- Schmied A., Varma S., Dubinsky J. M. Acceptability of neuroscientific interventions in education // Science and Engineering Ethics. 2021. Vol. 27.
- Serna R. W., Begum M., Yanco H. A. Are robots ready to deliver autism interventions? // International Journal of Social Robotics. 2016. No. 2.
- Shumilova E. A., Kuzma L. P., Makuha L. S. Digital tools for assessing educational achievements by students with disabilities in an inclusive educational environment // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 6 (60).
- Yurinova E. A., Byrdina O. G., Dolzhenko S. G. Transprofessional competences of school teachers in the digital environment // Education and Information Technologies. 2021. No. 8.
- Zeer E. F., Zinnatova M. V., Tretyakova V. S., Bukovey T. D. Trans-professionalism as a predictor of adaptation of a person to digital professional future // Elementary Education Online. 2020. Vol. 19 (4).
- Zocchi M., Pollack C. Educational neuroethics // Mind, Brain, and Education. 2013. Vol. 7 (1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
- Опубликована: 13 июля 2023.
Ключевые слова
- инклюзивное образование
- нейроцифровые технологии
- цифровизация инклюзивного образования
- нейроинтерфейсы
- подготовка педагогов
- inclusive education
- neurodigital technologies
- digitalization of inclusive education
- neural interfaces
- teacher training
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»