• Научная статья
  • 25 октября 2023
  • Открытый доступ

Оценивание образовательных результатов учащихся 5-х классов в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования средств формирующего оценивания на уроках английского языка в 5-х классах в средней общеобразовательной школе в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В статье анализируются и обосновываются возможности использования средств формирующего оценивания в рамках реализации системы оценивания образовательных результатов учащихся при обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС. Научная новизна исследования заключается в уточнении сущности формирующего оценивания, в систематизации средств формирующего оценивания образовательных результатов в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе. В результате доказано, что использование дополнительных средств формирующего оценивания на уроках английского языка позволяет оценивать в комплексе предметные, личностные и метапредметные результаты, отслеживать динамику индивидуальных достижений учащихся, сформированности умений самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Источники

  1. Авсеенко Л. М. Формирующее оценивание образовательных достижений обучающихся // Наука и перспективы. 2023. № 1.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  3. Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Коленкина В. В. Практикум по социальной психологии. М.: Сфера, 2006.
  4. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования: дисс. … д. пед. н. СПб., 2004.
  5. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1 (38).
  6. Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
  7. Вилкова Л. В. Дидактическое обеспечение формирующего оценивания качества учебных достижений школьников в иноязычном образовании: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2014.
  8. Воробьева С. В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе. М.: Юрайт, 2019.
  9. Воронцов А. Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2018. Ч. 1.
  10. Данилов Д. Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)). 2012. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/04/12/sistema-otsenki-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya
  11. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании: автореф. дисс. … д. пед. н. Ростов н/Д, 2003.
  12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  13. Игнатьева Е. Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23).
  14. Комарова И. В. Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка. 2014. http://открытыйурок.рф/статьи/644123/
  15. Красноперова Т. В. Технология «Портфолио» – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования. 2010. http://festival.1september.ru/articles/572189/
  16. Кротова А. Н. Методы формирующего оценивания на уроках иностранного языка как средство формирования регулятивных УУД // Globus: психология и педагогика. 2021. Т. 7. № 5 (45).
  17. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  18. Лагода О. А., Литвинова Т. В. Формирующее оценивание как условие реализации ФГОС // Вестник науки и образования. 2017. Т. 2. № 3 (27).
  19. Михайлова Е. К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников: дисс. … к. пед. н. Братск, 2013.
  20. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010.
  21. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. № 6.
  22. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие. Самара: Учебная литература, 2007.
  23. Четвертных Т. В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (36).
  24. Шаповалова О. Н. Формирующее оценивание как технология развития метапредметных результатов обучающихся основной школы: дисс. … к. пед. н. Ростов н/Д, 2020.
  25. Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6.
  26. Black P. Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford, 2008.
  27. Bloom B. S. Some Theoretical Issues Relating to Educational Evaluation // Educational Evaluation: New Roles, New Means / ed. by R. W. Tyler. Chicago: University of Chicago Press, 1969. Vol. 68 (2).
  28. Scriven M. The Methodology of Evaluation // Perspectives of Curriculum Evaluation / ed. by R. W. Tyler, R. M. Gagne, M. Scriven. Chicago: Rand McNally, 1967.

Информация об авторах

Разуваева Татьяна Александровна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Рыжова Елена Викторовна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Шурыгина Юлия Александровна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 сентября 2023.
  • Опубликована: 25 октября 2023.

Ключевые слова

  • оценка
  • оценивание
  • суммативное оценивание
  • формирующее оценивание
  • иностранный язык
  • grade
  • assessment
  • summative assessment
  • formative assessment
  • foreign language

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)