• Научная статья
  • 29 ноября 2023
  • Открытый доступ

Обучение студентов неязыкового вуза профессионально-ориентированному чтению цифровых текстов на иностранном языке: риски и возможности

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании необходимости формирования у студентов неязыкового вуза умений чтения профессионально-ориентированных цифровых текстов на иностранном языке, способствующих развитию аналитического, системного и критического мышления. В статье рассматривается процесс чтения иноязычных текстов как сложная аналитико-синтетическая деятельность, описываются характеристики цифрового текста, отмечаются его положительные и отрицательные свойства, обосновывается необходимость формирования у студентов неязыкового вуза умений чтения профессионально-ориентированных цифровых текстов на иностранном языке, на основе которых происходит развитие аналитического и критического мышления, предлагается методика формирования у студентов неязыкового вуза умений чтения профессионально-ориентированных цифровых текстов в процессе изучения иностранных языков. Научная новизна заключается в определении пяти групп умений чтения цифровых текстов у студентов неязыкового вуза, а именно: умения ориентироваться в пространстве цифровых текстов, умения прогнозировать возможные явления, события, факты, умения понимать содержание цифрового текста, умения анализировать информацию из цифрового текста, умения осуществлять рефлексию и критический анализ прочитанного. В результате определены содержательные и организационно-деятельностные аспекты методики формирования умений чтения профессионально-ориентированных цифровых текстов у студентов, а также даны методические рекомендации по их формированию у студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Источники

  1. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
  2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6).
  3. Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-80-87
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; ЭКСМО, 2003.
  5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.
  6. Гордин А. И., Гордина О. В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/ped210086
  7. Евдокимова М. Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в среде информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2016. Вып. 16 (755).
  8. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 4.
  9. Кодрле С. В., Савченко А. А. Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20220019
  10. Козолупенко Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-115-129
  11. Лебедева М. Ю. Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования. 2022. № 1. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-244-270
  12. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5
  13. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2003.
  14. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203
  15. Новикова Л. А., Акатьева И. С., Торхова Ю. В. Развитие межкультурной компетентности студентов бакалавриата при смешанной форме обучения деловой коммуникации на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.33
  16. Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика: учеб. пособие. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003.
  17. Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура. 2019. № 5. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2019.5.30967
  18. Сергеева Н. Н., Сорокоумова С. Н. Профессионально ориентированный подход при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: сущность и принципы // Язык и культура. 2022. № 57. https://doi.org/10.17223/19996195/57/11
  19. Сметанникова Н. Н. Чтение дигитального текста: его место в учебном процессе // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. науч. статей. М., 2019.
  20. Черненькая С. В. Текст в цифровом пространстве культуры // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018. № 3 (27).
  21. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth‐grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading Research Quarterly. 2007. Vol. 42. Iss. 2.
  22. Kress G. R. Literacy in the new media age. L., 2003.

Информация об авторах

Новикова Людмила Анатольевна

к. пед. н., доц.

Удмуртский государственный аграрный университет, г. Ижевск

Русанова Ирина Юрьевна

к. филол. н., доц.

Удмуртский государственный аграрный университет, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2023.
  • Опубликована: 29 ноября 2023.

Ключевые слова

  • профессионально-ориентированный иноязычный цифровой текст
  • обучение чтению на иностранном языке
  • умения чтения иноязычных цифровых текстов
  • методика формирования умений чтения
  • vocationally-oriented foreign digital texts
  • teaching to read in a foreign language
  • reading skills of foreign digital texts
  • methods of reading skills formation

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)