• Научная статья
  • 30 ноября 2023
  • Открытый доступ

Концептуально-методологические основы совершенствования иноязычной лексической компетенции на основе самообразовательной деятельности студентов технических вузов

Аннотация

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать модель совершенствования лексической компетенции на основе иноязычной самообразовательной деятельности студентов технических вузов. В статье рассмотрены сущностные и содержательно-структурные характеристики иноязычной самообразовательной деятельности по освоению лексической стороны речи; составлена номенклатура самообразовательных стратегий, обуславливающих способность к самостоятельному и эффективному овладению иноязычной лексикой студентов технических вузов. Научная новизна работы состоит в концептуально-методологическом обосновании процесса совершенствования иноязычной лексической компетенции на основе самообразовательной деятельности студентов технических вузов. В результате исследования авторами предложена методическая модель совершенствования лексической компетенции на основе самообразовательной деятельности студентов технических вузов.

Источники

  1. Аносова Н. Э. Технология формирования общенаучной иноязычной лексической компетенции студентов технического вуза (на материале английского языка): дисс. … к. пед. н. СПб., 2009.
  2. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 6.
  3. Байлук В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 4.
  4. Бобыкина И. А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе: дисс. … д. пед. н. Н. Новгород, 2012.
  5. Брагина Н. Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: автореф. дисс. … к. филос. н. М., 1991.
  6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Смысл, 2015.
  7. Злотникова Е. А. Становление самообразовательной компетенции как ценности будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2015.
  8. Зуева О. А. Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Волгоград, 2004.
  9. Кирюшина О. В. Рациональные приемы запоминания иноязычной лексики в системе профильной подготовки студентов вуза: теоретический и практический аспекты // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20220005
  10. Колобова Л. В. Компоненты самообразовательной деятельности учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1.
  11. Коряковцева Н. Ф. Модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку на основе взаимосвязанного развития коммуникативной и учебно-познавательной деятельности // Образование и педагогические науки. 2023. № 2.
  12. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М.: Академия, 2010.
  13. Крылова Е. А. Совершенствование иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях самостоятельной работы на основе мониторинг-технологии (на материале английского языка): дисс. … к. пед. н. СПб., 2016.
  14. Литвинова Т. В. Управление самостоятельной работой студентов неязыковых факультетов по овладению лексикой по специальности: дисс. … к. пед. н. СПб., 2001.
  15. Поляков О. Г. Некоторые вопросы самоконтроля в обучении иностранным языкам студентов высшей школы // Язык и культура. 2012. № 4 (20).
  16. Рослякова С. В. Концепция формирования познавательной компетентности у современных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016.
  17. Сагитова Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2011.
  18. Фомина Т. Г., Филиппова Е. В., Моросанова В. И. Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 5. https://doi.org/10.17759/pse.2021260503
  19. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  20. Шамов А. Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи: монография. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта, 2021.
  21. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.
  22. Kapur R. Significance of Self-Directed Learning. 2019. https://www.researchgate.net/publication/335096519_Significance_of_Self-Directed_Learning
  23. Knowles M. Self-Directed Learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs – Cambridge: Prentice Hall, 1975.
  24. Lebedeva S., Starodubtseva E., Krivko I., Denisova V. Distance Teaching and Learning: Online Marathons as a Tool of Improving Foreign Language Skills // CEUR Workshop Proceedings. “SLET 2020 – Proceedings of the International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education”. Stavropol, 2020.
  25. Sagitova R. R., Plakhova E. A. Self-Directed Learning in Foreign Language Education // Казанский лингвистический журнал. 2020. № 4.
  26. Webb S., Nation P. How Vocabulary Is Learned. Oxford: Oxford University Press, 2016.

Информация об авторах

Маринская Александра Павловна

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

Рубцова Анна Владимировна

д. пед. н., проф.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 октября 2023.
  • Опубликована: 30 ноября 2023.

Ключевые слова

  • иноязычная лексическая компетенция
  • иноязычная самообразовательная деятельность
  • модель совершенствования лексической компетенции
  • самообразовательные стратегии овладения иноязычной лексикой
  • foreign-language lexical competence
  • foreign-language self-educational activities
  • model for improving lexical competence
  • self-educational strategies for mastering foreign-language vocabulary

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)