Особенности профессиональной самоактуализации студентов вуза – будущих учителей средней школы с учетом уровня развития невербального компонента их социального интеллекта
Аннотация
Целью нашего исследования стало выявление особенностей профессиональной самоактуализации студентов вуза – будущих учителей средней школы во взаимосвязи с развитием невербального компонента их социального интеллекта. В работе описан процесс проведения исследования, состоящего из теоретического и эмпирического этапов и направленного на достижение этой цели. Научная новизна исследования заключается в выявлении нелинейного характера взаимосвязей между особенностями профессиональной самоактуализации будущих педагогов и уровнем развития невербального компонента их социального интеллекта. В результате исследование показало, что большинство будущих педагогов имеют средний уровень развития социально-перцептивных способностей (невербального компонента социального интеллекта) и средний уровень самоактуализации. Самоактуализация и уровень развития невербального компонента социального интеллекта студентов вуза – будущих учителей средней школы взаимосвязаны, однако эти взаимосвязи имеют нелинейный характер. У педагогов, имеющих низкий уровень социально-перцептивных способностей, менее выражены такие компоненты самоактуализации, как ориентация во времени, ценности и креативность (по сравнению с педагогами, имеющими как высокий, так и средний уровень социально-перцептивных способностей).
Источники
- Акиндинова И. А. Способность к распознаванию невербальной экспрессии в общении как компонент социального интеллекта курсантов Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2017. № 4.
- Аршанская (Шешукова) О. В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность: монография / М-во образования и науки РФ, СахГУ. Тамбов: Юком, 2018.
- Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
- Васильева Д. А. Изучение особенностей социальной перцепции как компонента социального интеллекта обучающихся // Наука и образование: новое время. 2018. № 1.
- Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4.
- Люсин Д. В., Михеева Н. Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. О’Салливена // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
- Мартишина Н. В. Педагогическое общение и педагогическая конфликтология: учеб. пособие. М.: КноРус, 2020.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2021.
- Мезинов В. Н., Филатова И. Ю. Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 1.
- Неумоева-Колчеданцева Е. В. Актуальный уровень самоактуализации будущих педагогов и перспективы их профессионального развития // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАМ, 2001.
- Рыбакова Н. А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. 2015. № 2.
- Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. 2021. № 3.
- Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.
- Ситников В. Л., Регуш Л. А., Кедич С. И., Комарова А. В., Парнюк Н. В., Казначеева Н. Б., Карагачева М. В. Социально-психологическая перцепция в системе образования. СПб., 2016.
- Чеснокова О. Б. Возрастной подход к изучению социального интеллекта // Вопросы психологии. 2005. № 5.
- Aye S. M., Maw N. N. An Analytical Study of Teacher Educator’s Social Intelligence // Journal of the Myanmar Academy of Arts and Science. 2020. Vol. XVIII. No. 9B.
- Malik M. A., Siddique F., Hussain S. N. Exploring the Development of Social Intelligence of Students During University Years // Pakistan Journal of Education. 2018. Vol. 35. No. 1.
- Panda M. Emotional Intelligence as a Correlate of Self-Actualization among Teachers at Secondary Teachers Training College // International Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2015. Vol. 2. No. 12.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 ноября 2023.
- Опубликована: 21 декабря 2023.
Ключевые слова
- социальный интеллект
- социальный интеллект педагога
- невербальный компонент социального интеллекта
- социально-перцептивные способности
- самоактуализация
- social intelligence
- social intelligence of a teacher
- non-verbal component of social intelligence
- socio-perceptual abilities
- self-actualization
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»