• Научная статья
  • 27 декабря 2023
  • Открытый доступ

Метод событийного дизайна: новые смыслы, типология, педагогический потенциал

Аннотация

Цель статьи состоит в теоретическом обосновании понятия «метод событийного дизайна» с выявлением его типов и педагогического потенциала феномена. В статье отражены результаты теоретического исследования – выведение сущности метода событийного дизайна на основе интеграции теорий событийной педагогики и педагогического дизайна; обоснование типологизации событийного дизайна с применением метода «ряд информационных критериев» и перспективной возможности использования выявленных типов в подготовке студентов вуза по направлению «Педагогическое образование» как вожатых детских оздоровительных лагерей. Научная новизна исследования состоит в выдвижении и обосновании идеи объединения со-бытийности и педагогического дизайна как ведущих тенденций современных образовательных практик для выявления новых смыслов метода событийного дизайна и установления его типов по основанию «активность студента» при использовании триадичной методологии (В. И. Разумов) с базовой идеей триады как первого устойчивого состояния объекта, необходимого и достаточного числа его составляющих (атрибутов), обеспечивающих понимание его сущности и природы. В результате исследования представляются: уточненное определение понятия «метод событийного дизайна» при опоре на идеи событийной педагогики и теорию педагогического дизайна; выявление детерминированных триадичной методологией типов метода событийного дизайна; обозначение педагогического потенциала исследуемого феномена через совокупность выполняемых функций и решаемых задач.

Источники

  1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Теоретические основы педагогики. 2010. № 3.
  2. Абызова Е. В., Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 2016. № 3.
  3. Азарова Ю. А. Ивент-технологии как педагогический ресурс формирования корпоративной культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1.
  4. Асанова С. А., Акименко Г. В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. 2020. № 8.
  5. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2021. https://doi.org/10.12737/991914
  6. Васильева А. В. Типологизация интерактивного обучения на основе метода «Ряд информационных критериев» (РИК) // Вестник Вятского государственного университета. 2021. № 4 (142).
  7. Волкова Н. В. Эмпирическое и теоретическое осмысление понятия «образовательное событие» // Вестник Московского университета. Серия: Педагогическое образование. 2010. № 4.
  8. Востокова С. Н. Педагогический дизайн как эффективная технология онлайн-образования // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века: сб. науч. тр. по мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 12 августа 2021 г.) / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021.
  9. Грецова А. П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: автореф. дисс. … к. пед. н. Саратов. 2016.
  10. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1.
  11. Гришина П. Ю. Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления // Лидерство и менеджмент. 2016. Т. 3. № 1.
  12. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.3
  13. Дрозд К. В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. 2013. Т. 1. № 8 (24).
  14. Колокольникова З. У., Лукина А. К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
  15. Корчагина А. С., Плотникова В. В. Использование событийного подхода в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2020.
  16. Лобанов В. В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. 2015. № 1 (120).
  17. Махотин Д. А. Педагогический дизайн на основе принципов обучения по Меррилу // Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: периодический сборник научных и методических материалов. М.: А-Приор, 2020. Т. 1.
  18. Михалева М. В. Педагогический потенциал: его содержание и свойства как категориальные признаки // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6. № 1.
  19. Нагаева И. А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы // Информатизация и связь. 2012. № 4.
  20. Недолужко О. В. Типологизация, идентификация и диагностика интеллектуального капитала организации с использованием категориального метода «Ряд информационных критериев» // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 1.
  21. Плотников Р. Е., Гранкина Т. А. Педагогический дизайн проектирования образовательных программ // Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: периодический сборник научных и методических материалов. М.: А-Приор, 2020. Т. 1.
  22. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4.
  23. Такушевич И. А. Аксиологическая модель педагогического дизайна // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112 (08).
  24. Фролова С. В., Илалтдинова Е. Ю. Концепция образовательного события в практикоориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1.
  25. Чернобай Е. В., Корешникова Ю. Н. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 5 (78).
  26. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22).
  27. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайнер: место и роль в образовании // Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: периодический сборник научных и методических материалов. М.: А-Приор, 2020. Т. 1.
  28. Fox B. E., Doherty J. J. Design to learn, learn to design: Using backward design for information literacy instruction // Communications in Information Literacy. 2012. Vol. 5 (2).
  29. Korshunova O. V.Rural schools: A model for achieving targets for personal development in a psychologically comfortable educational environment // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2022. Vol. 58 (4). https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.29
  30. Yusop F. D., Correia A. P. A practical instructional design approach for instructional multimedia production in an instructional consulting environment // AECT International Convention. Orlando, 2008.

Информация об авторах

Коршунова Ольга Витальевна

д. пед. н., доц.

Вятский государственный университет

Попова Анна Васильевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2023.
  • Опубликована: 27 декабря 2023.

Ключевые слова

  • со-бытийная педагогика
  • педагогический дизайн
  • триадичная методология
  • типологизация метода событийного дизайна
  • event-based pedagogy
  • instructional design
  • triadic methodology
  • typologization of the event design method

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)