• Научная статья
  • 26 февраля 2024
  • Открытый доступ

Периодизация социокультурного генезиса российского частного школьного образования (XI век – 20-е годы XXI века)

Аннотация

Цель исследования – представить периодизацию социокультурного генезиса частного школьного образования России как целостного процесса, объединяющего исторические и современный периоды. Статья посвящена комплексному социокультурному исследованию процессов исторического генезиса и современного развития частного школьного образования России как педагогического феномена, на основе которого предложена периодизация основных этапов эволюции отечественной частной школы. Научная новизна исследования заключается в систематизации процессов исторического и современного развития частного школьного образования России, представленной в виде периодизации, критерием которой является ведущий социокультурный фактор развития; в создании целостного представления о генезисе российской частной школы за счет объединения в предлагаемой периодизации всех социокультурных этапов ее становления и развития, начиная с зарождения в XI веке и включая текущий период ее развития; в выявлении педагогической специфики современного периода развития частных школ на основе теоретического анализа новейших научно-педагогических публикаций, посвященных образовательной деятельности частных школ; во введении в научный оборот педагогики новых сведений, отражающих аналитику и статистику современного частного школьного образования. В результате исследования, согласно установленному доминирующему фактору социокультурного влияния, были выделены и охарактеризованы пять периодов историко-педагогического развития российской частной школы, включая этапы ее исторического генезиса и современного развития. Автор пришла к заключению, что комплексное социально-культурное влияние общества и государства в текущий период выступает ведущим фактором, определяющим эволюцию и педагогическую специфику современного этапа развития частной школы.

Источники

  1. Аксенова С. Д., Корнеева М. С., Прикот О. Г. Продуктивное образование в практике частных школ Санкт-Петербурга // Человек и образование. 2023. № 2 (75).
  2. Васильев В. П., Залысин И. Ю., Пичужкин Н. А. Женское сельскохозяйственное образование в России (вторая половина XIX – начало XX веков): монография. М., 2021.
  3. Гаращенко Л. В. Частные национальные школы в Иркутске (середина XIX – начало XX в.) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 4 (22). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-4-187-196
  4. Гач О. Б. О правах и правилах частных учебных заведений в дореволюционной России: к истории принятия закона 1914 года // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126).
  5. Калинина Е. А. Развитие частных школ в первой половине XIX века (на примере Олонецкой губернии) // Вестник Московского городского педагогического университета. 2014. Т. 4. № 16.
  6. Кальсина А. А. Из истории развития частного образования в России // Вестник Прикамского социального института. 2016. Т. 2. № 74.
  7. Кодрле С. В. Особенности целевых приоритетов педагогической деятельности частных школ России и Великобритании // Современные модели развития в аспекте глобализации: мировой опыт, российские реалии, тенденции и перспективы: сб. науч. статей. СПб.: Культ-информ-пресс, 2015.
  8. Кодрле С. В. Частная школа дореволюционной России как культурно-исторический и общественный феномен // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-2.
  9. Кодрле С. В., Демьянова О. П. Инновационные и заимствованные подходы к содержанию образования в частных школах России и Великобритании // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки: мат. VIII междунар. науч.-практ. конференции: в 3-х т. North Charleston: CreateSpace, 2016. Т. 1.
  10. Купреева Е. С. Негосударственные образовательные учреждения в региональном образовательном пространстве (на материале Владимирской области): дисс. … к. пед. н. Владимир, 2004.
  11. Ожегова Е. Ю. Особенности обучения в частных школах, пансионах и гимназиях Пензы и Саратова XIX – начала XX в. // Университетское образование: мат. XIX междунар. науч.-метод. конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. Пенза: Пензенский государственный университет, 2014.
  12. Пирогов Д. В. Выбор стратегии развития частной конфессиональной школы (на примере православной школы Москвы) // Studia Humanitatis. 2022. № 2.
  13. Прокофьева Е. А. Частная общеобразовательная школа дореволюционной России как предмет исторического изучения // Теоретические исследования 2008 года: мат. науч. конф. Института теории и истории педагогики РАО. М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2008.
  14. Рогозина Т. В., Щур Т. А. Опыт частных школ для развития перспективных практик обучения // Вопросы образования. 2014. № 2.
  15. Романенчук К. В. Развитие новой частной школы в дореволюционной России // Ценности и смыслы современного образования. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2014.
  16. Сергеева С. В. Становление и развитие частного школьного образования в России: последняя четверть XVIII в. – первая половина XIX в.: дисс. … д. пед. н. М., 2003.
  17. Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. М.: МОСУ, 1998.
  18. Третьяков А. В. Государственная политика по привлечению частных лиц к развитию сельскохозяйственной школы в пореформенной России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61).
  19. Устинова Е. В. Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы: автореф. дисс. … д. пед. н. Н. Новгород, 2012.
  20. Фролова С. А. От частных уроков – к собственной школе: участие гувернеров в создании частных учебных заведений в России (конец XVIII – первая половина XIX в.) // Французский ежегодник. 2011. Т. 43.
  21. Чернявский А. Г., Грудцына Л. Ю., Пашенцев Д. А. История образования и педагогической мысли: монография: в 3-х т. М.: ИНФРАМ, 2018. Т. 1. История.
  22. Шевелев А. Н. Петербургская дореволюционная школа как историко-образовательный феномен (XIX – начало XX вв.): автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2007.
  23. Cherkasov A. А., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A., Zimovets L. G. Development of the School Education System in the Province of Vologda (1725-1917) // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. Iss. 2.
  24. Kodrle S. V., Babak O. V. Private School in Russia: Sociocultural And Historical Genesis (11th – Early 20th Centuries) // Knowledge, Man and Civilization – ISCKMC 2022. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. Vol. 129. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.12.81

Информация об авторах

Кодрле Светлана Вячеславовна

к. пед. н., доц.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2024.
  • Опубликована: 26 февраля 2024.

Ключевые слова

  • российское частное школьное образование
  • частная школа
  • негосударственная школа
  • генезис частной школы
  • этапы социокультурного развития частной школы
  • Russian private school education
  • private school
  • non-state school
  • genesis of a private school
  • stages of socio-cultural development of a private school

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)