• Научная статья
  • 13 марта 2024
  • Открытый доступ

Предметно-языковое интегрированное обучение английскому языку студентов энергетических направлений подготовки

Аннотация

Цель исследования – проверка эффективности разработанного интегрированного курса иностранного языка и физики, направленного на формирование коммуникативной и общепрофессиональной компетенций у студентов энергетических направлений подготовки, имеющих базовый уровень знания английского языка. В статье поэтапно описаны результаты внедрения в учебный процесс интегрированного курса иностранного языка и физики для энергетических направлений подготовки со статистической обработкой данных экспериментального обучения; представлены примеры заданий. Научная новизна исследования состоит в разработке принципиально новой концепции обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе, при котором студенты не просто изучают терминологию по будущей специальности и работают с текстами профессиональной направленности, а изучают материал технических дисциплин на английском языке согласно системе знаний и закономерностей этих дисциплин. Иными словами, содержание курса профессионально-ориентированного иностранного языка составляют модули физико-технического блока дисциплин. При этом следует отметить, что эти же темы и модули параллельно изучаются на русском языке и на занятиях по дисциплине «Физика». В результате исследования установлено, что при грамотной синхронизации обучающих материалов дисциплин разных блоков учебного плана возможно достичь высокого уровня сформированности у студентов способности решать профессиональные коммуникативные задачи на иностранном языке.

Источники

  1. Анненкова А. В., Амосова Т. В., Виолина М. И., Зимина С. А., Факторович Т. В. Опыт преподавания иностранного языка в аграрном вузе: лингводидактические стратегии и тактики. Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2023.
  2. Анненкова А. В., Киселева И. Н. Опыт обучения студентов основам делового общения посредством интеграции дисциплин базового цикла // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59).
  3. Анненкова А. В., Клибанова Ю. Ю. Английский язык для энергетических направлений подготовки: интегрированный практический курс. СПб.: Лань, 2023a.
  4. Анненкова А. В., Клибанова Ю. Ю. Интегрированный курс английского языка для студентов энергетических направлений подготовки. Молодежный: Изд-во ИрГАУ, 2022a.
  5. Анненкова А. В., Клибанова Ю. Ю. Интегрированный курс иностранного языка в вузе как реализация системного подхода к формированию общепрофессиональных компетенций // Проблемы и перспективы устойчивого развития агропромышленного комплекса: мат. всерос. науч.-практ. конференции с международным участием, посвященной памяти А. А. Ежевского (п. Молодежный, 17-18 ноября 2022 г.). Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2022b.
  6. Асадулина Е. Ю. Интеграция общепрофессиональных дисциплин как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза: на примере интегративного курса «Механика»: автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2005.
  7. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография. Екатеринбург, 1994.
  8. Власко Н. К., Ерохин С. К. Невербальные графические элементы в техническом тексте в курсе языковой подготовки студентов магистратуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 4.
  9. Вржащ Е. Э., Клибанова Ю. Ю. Физика: электричество и магнетизм. Дюссельдорф: LAP LAMBERT, 2017.
  10. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.
  11. Кустов Ю. А. Интегративная функция принципа преемственности // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1990. Вып. 1 / ред. В. С. Безрукова.
  12. Леушина И. В. Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего образования: автореф. дисс. … д. пед. н. Н. Новгород, 2010.
  13. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. М.: Славянская школа, 1997.
  14. Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: ЛГПИ, 1989.
  15. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2019.
  16. Шрейдер Ю. А. Единство взаимодействия общественных и естественных наук. М.: Наука, 1990.
  17. Яковлев И. П. Интегративные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980.

Информация об авторах

Анненкова Арина Владимировна

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского

Клибанова Юлия Юрьевна

к. физ.-мат. н., доц.

Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского

Мухомедзянова Ирина Николаевна

к. пед. н.

Иркутский филиал Российского университета спорта «ГЦОЛИФК»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 февраля 2024.
  • Опубликована: 13 марта 2024.

Ключевые слова

  • интегрированное обучение
  • предметно-языковое обучение
  • профессионально-ориентированный иностранный язык
  • общепрофессиональная компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • синхронизация обучающих материалов
  • integrated education
  • subject-language teaching
  • professionally-oriented foreign language
  • general professional competence
  • communicative competence
  • synchronization of educational materials

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)