• Научная статья
  • 20 марта 2024
  • Открытый доступ

Роль вузов в сохранении языкового и культурного многообразия регионов Российской Федерации (на примере деятельности Ассоциации финно-угорских университетов)

Аннотация

Целью данной статьи является определение роли региональных вузов, входящих в Ассоциацию финно-угорских университетов и являющихся участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в деле сохранения языкового и культурного многообразия Российской Федерации. В статье описываются основные мероприятия, направленные на развитие мордовских, марийского и удмуртского языков, выявляются условия их реализации. Научная новизна заключается в определении педагогического потенциала мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия России, для развития системы высшего образования. Также впервые осуществляется анализ влияния программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» на функционирование мордовских, марийского и удмуртского языков. В результате проведенного исследования выявлено, что реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» позволяет региональным вузам активизировать деятельность по сохранению языкового и культурного многообразия России через процессы цифровизации, создание научных инноваций, формирование сетевых сообществ для подготовки кадров. Основными условиями для эффективной реализации таких программ могут стать следующие: долгосрочность, этнокультурный подход, междисциплинарность. Наличие мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия страны, в научной, образовательной и воспитательной системе вуза гармонизирует процесс формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности современного студента.

Источники

  1. Боргояков С. А. Формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей народов России // Университет в эпоху педагогических новаций: сборник статей по итогам Второго профессорского педагогического форума. М.: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023.
  2. Вертякова Э. Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография. Челябинск: ЧГПУ, 2006.
  3. Дятлова Т. А., Ванькова О. В. Креативные индустрии и национальный брендинг в ХМАО-Югре // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 7.
  4. Жесткова Е. А. Этнокультурный подход к патриотическому воспитанию современных подростков // Нижегородское образование. 2021. № 2.
  5. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Стёпкиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
  6. Кондратьева Н. В., Ильина Н. В. Деятельность Ассоциации финно-угорских университетов в рамках интегративных процессов в образовании // Педагогическое образование в России. 2015. № 12.
  7. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
  8. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 5.
  9. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. пер. А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Мн.: БГУ, 2005.
  10. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. Т. 6. № 1.
  11. Попов А. А., Глухов П. П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11.
  12. Пучкова Н. В., Шутро Е. Н., Михуля Д. Ю. Креативный кластер Югры как инструмент социально-экономического развития региона // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11. № 1.
  13. Сковородкина И. З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: монография. М.: ИТИП РАО, 2008.
  14. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дисс. … д. пед. н. Ставрополь, 1997.
  15. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organisational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities, 1998.
  16. Clark B. R. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. Maidenhead: Open University Press, 2004.

Информация об авторах

Кондратьева Наталья Владимировна

д. филол. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Дятлова Татьяна Александровна

к. экон. н.

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 февраля 2024.
  • Опубликована: 20 марта 2024.

Ключевые слова

  • трансформация университетов
  • Ассоциация финно-угорских университетов
  • высшее образование
  • этнокультурные ценности
  • программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»
  • university transformation
  • Association of Finno-Ugric Universities
  • higher education
  • ethnocultural values
  • Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030."

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)