Технология обучения иноязычной письменной коммуникации будущих работников водного транспорта
Аннотация
Цель исследования – разработать и представить эффективную обучающую технологию, обеспечивающую достижение высоких образовательных и профессиональных результатов в области иноязычной письменной коммуникации у будущих работников водного транспорта. В статье рассмотрена авторская технология обучения будущих работников водного транспорта письменной коммуникации на иностранном (английском) языке в составе двух компонентов: алгоритма учебных действий студентов по освоению иноязычной письменной коммуникации и системы упражнений, направленных на развитие различных взаимосвязанных умений письменной профессиональной речи на иностранном языке. Научная новизна исследования состоит в проектировании оригинального технологического решения, реализующего теоретические основы обучения иноязычной профессиональной письменной речи в практике обучения будущих работников водного транспорта. В результате исследования установлено, что процесс обучения иноязычной письменной коммуникации основан на естественном развитии умений письменной речи человека в родном языке от имитации (списывания) чужого текста до самостоятельной продукции письменного иноязычного сообщения. Вместе с тем доказано, что эффективность процесса письменной коммуникации зависит как от языковых и речевых умений, так и дискурсивных, прагматических и социокультурных умений студентов в профессиональной письменной речи на иностранном языке.
Источники
- Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева-Рябовой 1967-2005 // Вопросы психолингвистики. 2007. № 6.
- Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Тарева Е. Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе. М.: Флинта, 2020.
- Бубнова Г. И. Оценивание иноязычной коммуникативной компетенции. Французский язык: монография. М.: Флинта; Наука, 2018.
- Буковский С. Л., Щукин А. Н. История методов обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Иллюстративно-графический курс: учебное пособие. М.: Прометей, 2021.
- Волкова В. В. Организация самостоятельной работы студентов технических вузов по дисциплине Иностранный язык // Совершенствование методики преподавания в техническом вузе / отв. ред. О. Р. Дорняк. Воронеж: ВГЛТУ им. Г. Ф. Морозова, 2021.
- Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Акимова Н. В. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Лабиринт, 2001.
- Городецкий Б. Ю. Моделирование вербального общения и типология коммуникативных актов // Труды международного семинара «Диалог 2003» по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям. М., 2003.
- Дмитренко Т. А. Профессионально ориентированное обучение студентов в системе высшего языкового образования // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. № 4 (67-68).
- Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя. М., 1985.
- Коваль О. И. Особенности эффективной иноязычной профессионально-ориентированной коммуникации в неязыковом вузе // Стратегии и тактики эффективной коммуникации в вузе: материалы всероссийской научно-практической конференции. Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2023.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
- Мазунова Л. К. Система овладения культурой иноязычного письма в языковом вузе: дисс. … д. пед. н. М., 2005.
- Орлова Л. Г., Корнилова Е. С. Понятие компетенций в подготовке студентов по иностранному языку в неязыковых вузах // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 4. № S (90).
- Поляков О. Г. Профильное обучение иностранному языку: цель, содержание, принципы // Иностранные языки в школе. 2023. № 5.
- Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1 (25).
- Тарасов Е. Ф. К построению теории организационной психолингвистики // Организационная психолингвистика. 2018. № 1 (1).
- Чернышов С. В. Технологический подход к обучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2022. № 2.
- Чернышов С. В., Шамов А. Н. Теория и методика обучения иностранным языкам: учебник. М.: Кнорус, 2022.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1986.
- Щербакова И. О. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку на старших курсах: на примере дисциплины «Деловой английский язык» (специальность 25.05.03) // Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2023.
- Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008.
- Gablasova D. Learning technical words through L1 and L2: Completeness and accuracy of word meanings // English for Specific Purposes. 2015. Vol. 39. https://doi.org/10.1016/j.esp.2015.04.002
- Povolna R. On some persuasive strategies in technical discourse: Cross-cultural analysis of directives in English and Czech technical manuals // Topics in Linguistics. 2018. Vol. 19 (2). https://doi.org/10.2478/topling-2018-0011
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 марта 2024.
- Опубликована: 23 апреля 2024.
Ключевые слова
- технология обучения
- иноязычная письменная коммуникация
- учебные действия
- алгоритм обучения
- система упражнений
- training technology
- foreign language written communication
- educational activities
- training algorithm
- system of exercises
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»