• Научная статья
  • 27 апреля 2024
  • Открытый доступ

Проблемы подготовки будущих учителей иностранного языка в современной России и возможные пути их решения

Аннотация

Цель исследования – на основе выявления дефицитов, с которыми сталкиваются молодые специалисты – учителя иностранного языка, обосновать необходимость совершенствования системы подготовки учителей иностранного языка в условиях реорганизации учреждений высшего образования. В статье рассматриваются основные проблемы как в методической, так и психологической подготовке выпускников специализированных факультетов, выявленные в ходе анкетирования студентов профильных факультетов, молодых специалистов и педагогов, работающих в общеобразовательных школах. В работе автором были классифицированы проблемы в области подготовки учителей, с которыми сталкиваются как преподаватели профильных факультетов, так и выпускники, пришедшие в школы, а также сделана попытка тезисно сформулировать возможные пути их преодоления. Научная новизна работы заключается в том, что автором на основе проведенного исследования выдвинуты предложения по изменению технологии подготовки будущих учителей иностранного языка с учетом выявленных дефицитов. Исследование базируется на данных, полученных в 2023/2024 учебном году путем интервьюирования и анкетирования респондентов, а также анализа данных, размещенных на сайтах высших учебных заведений в разделе «Образование». В результате исследования были выделены проблемы и предложены пути их преодоления при проектировании образовательной программы для подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка с учетом тех требований, с которыми они сталкиваются на практике.

Источники

  1. Герасимова М. А. Особенности формирования педагогических компетенций учителей, обучающихся в педагогической магистратуре // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2.
  2. Данько Ю. В. Педагогическая модель как система подготовки учителя иностранного языка // Вопросы педагогики. 2022. № 4-1.
  3. Игна О. Н. Современная методическая подготовка учителей иностранных языков: состояние, проблемы, перспективы // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2022. Т. 16. № 1.
  4. Мальченко А. А. Моделирование региональной многоуровневой системы подготовки учителя (на примере тульской экспериментальной модели подготовки учителя иностранного языка) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 1.
  5. Милованова Л. А., Караваева А. С. Мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров педагогического направления подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5.
  6. Мишина Е. Н., Ступникова Г. Н. Особенности профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 1.
  7. Санникова С. В., Водолеева Е. Ю. Проблема профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка XXI века: материалы всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием / Шадринский государственный педагогический университет, кафедра английского языка и методики его преподавания, научная лаборатория «Технологии и методики обучения английскому языку»; отв. ред. А. В. Дубаков. Шадринск, 2017.
  8. Суханкина Н. В. Модели магистерской подготовки будущих учителей химии: европейский опыт // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: материалы V международной научно-практической конференции. Мн., 2012.
  9. Убайдуллоева Ф. А. Формирование методической компетенции будущих учителей иностранного языка с целью подготовки к педагогической практике в школе // Вестник Педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2022. № 2 (12).
  10. Шамов А. Н., Чернышов С. В. Педагогическая практика как компонент профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка: реальность и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 4 (94).

Информация об авторах

Афанасьева Оксана Васильевна

к. филол. н.

Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2024.
  • Опубликована: 27 апреля 2024.

Ключевые слова

  • подготовка учителей
  • молодые специалисты
  • проблематика педагогического образования
  • педагогические вузы
  • образовательная программа
  • профессионально значимые качества педагога
  • teacher training
  • young professionals
  • problems of pedagogical education
  • pedagogical universities
  • educational program
  • professionally significant qualities of a teacher

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)