• Научная статья
  • 7 мая 2024
  • Открытый доступ

Специфика реализации модульной программы переподготовки по формированию компетенций безопасного труда персонала нефтегазовой отрасли

Аннотация

Цель исследования – выявление специфики реализации модульной Программы переподготовки по формированию компетенций безопасного труда персонала нефтегазовой отрасли. В статье рассматривается необходимость формирования компетенций безопасного труда персонала нефтегазовой отрасли, представлена концептуально-модульная схема формирования компетенций безопасного труда персонала нефтегазовой отрасли, обсуждается оценка изменения уровня сформированности компетенций безопасного труда в результате внедрения концептуально-модульной схемы. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем представлена новая концептуально-модульная схема, новая программа переподготовки по формированию компетенций безопасного труда персонала нефтегазовой отрасли; разработана методика оценки прохождения программы переподготовки методом тестирования по модулям; описан опыт тестовой реализации и выполнена качественная оценка эффективности разработанной программы. В результате исследования определено, что применение концептуально-модульной схемы и разработанной на ее основе программы переподготовки для дополнительного профессионального образования оказывает положительное влияние на сформированность компетенций безопасного труда, что, в свою очередь, снижает риск возникновения аварийных и техногенных ситуаций в исследуемой отрасли.

Источники

  1. Бекчив В. Н. Проблема формирования компетенций безопасного труда у персонала нефтегазовой отрасли // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций: материалы XLI всероссийской научно-практической конференции: в 2-х т. Ростов н/Д: Южный университет (ИУБиП), 2021. Т. II.
  2. Бекчив В. Н. Теоретическое исследование понятия «компетенция безопасного труда» в дополнительном профессиональном образовании персонала нефтегазовой отрасли // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15. № 3.
  3. Бирюкова М. В. Понятие «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной практике // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14).
  4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.
  5. Кушнарёва О. В. Формирование рискологической компетентности будущих бакалавров технических направлений подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. Пермь, 2021.
  6. Пивцайкина Е. Н. Анализ аварий на объектах нефтегазовой промышленности // Студенческий форум: научный журнал. 2019. № 21-2 (72).
  7. Репях Л. П. Моделирование и реализация подготовки персонала нефтегазовой отрасли к ситуациям производственного риска // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).
  8. Токарева Ю. А., Гаспарович Е. О. Управление профессиональными компетенциями: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021.
  9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.
  10. Шарафутдинов Д. К., Сибагатуллин Р. Р. Профессиональные компетентность и компетенция – важнейшие факторы обеспечения безопасного труда // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91).
  11. Шишкин Ф. Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании // Наука и школа. 2008. № 4.

Информация об авторах

Бекчив Вадим Николаевич

Сургутский государственный университет

Степанова Галина Алексеевна

д. пед. н., проф.

Сургутский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 марта 2024.
  • Опубликована: 7 мая 2024.

Ключевые слова

  • компетенции безопасного труда
  • формирование компетенций безопасного труда
  • нефтегазовая отрасль
  • концептуально-модульная схема
  • occupational safety competencies
  • development of occupational safety competencies
  • oil and gas industry
  • conceptual and modular scheme

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)