Искусственный интеллект и вопросы профессиональной этики в подготовке будущих учителей
Аннотация
Цель исследования – определить место искусственного интеллекта (ИИ) в системе ценностей будущего педагога. В статье показано, что субъектная позиция будущих учителей является интегратором освоения новых инструментов профессиональной деятельности и соответствующих ценностей, способствует осознанному и рефлексивному подходу к применению ИИ в профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в обосновании логики освоения студентами – будущими учителями профессиональных ценностей («извлечение» – «освоение» – «гуманизация») в расширенных ситуациях образовательных взаимодействий (субъект – контент, субъект – субъекты, субъект – ИИ). В качестве иллюстрации этических вызовов приведены результаты анкетирования студентов педагогического университета по вопросам рисков применения ИИ в образовании. В результате определена модель рисков ИИ в образовании, включающая риски для индивида и риски для сообщества.
Источники
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции культурной травмы П. Штомпки // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30).
- Жуковская И. Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 3. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25
- Зенкина С. В., Герасимова Е. К., Федосеева М. В. Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19. № 3. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-3-224-238
- Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. 2023. Т. 13. № 4.
- Маркова Г. А. Образовательный потенциал цифровой программы-собеседника «чат-бот» в управлении развитием креативности студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-2.
- Матюх Е. Т. Теории «Общества риска» в современной гуманитарной науке // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7.
- Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020.
- Соколов Н. В., Виноградский В. Г. Искусственный интеллект и образование: анализ систем и технологий, применяемых в РФ // Образование и общество. 2023. № 1 (138).
- Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.
- Яковлева О. В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped20230082
- Якуничев Д. А. Общество риска: возможная модель развития современного общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 марта 2024.
- Опубликована: 8 мая 2024.
Ключевые слова
- искусственный интеллект
- этика
- будущий педагог
- педагогическое образование
- цифровая образовательная среда
- риск применения искусственного интеллекта
- субъектная позиция
- artificial intelligence
- ethics
- future teacher
- pedagogical education
- digital educational environment
- risk of using artificial intelligence
- subject position
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»