• Научная статья
  • 8 мая 2024
  • Открытый доступ

Искусственный интеллект и вопросы профессиональной этики в подготовке будущих учителей

Аннотация

Цель исследования – определить место искусственного интеллекта (ИИ) в системе ценностей будущего педагога. В статье показано, что субъектная позиция будущих учителей является интегратором освоения новых инструментов профессиональной деятельности и соответствующих ценностей, способствует осознанному и рефлексивному подходу к применению ИИ в профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в обосновании логики освоения студентами – будущими учителями профессиональных ценностей («извлечение» – «освоение» – «гуманизация») в расширенных ситуациях образовательных взаимодействий (субъект – контент, субъект – субъекты, субъект – ИИ). В качестве иллюстрации этических вызовов приведены результаты анкетирования студентов педагогического университета по вопросам рисков применения ИИ в образовании. В результате определена модель рисков ИИ в образовании, включающая риски для индивида и риски для сообщества.

Источники

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  2. Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции культурной травмы П. Штомпки // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30).
  3. Жуковская И. Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 3. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25
  4. Зенкина С. В., Герасимова Е. К., Федосеева М. В. Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19. № 3. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-3-224-238
  5. Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. 2023. Т. 13. № 4.
  6. Маркова Г. А. Образовательный потенциал цифровой программы-собеседника «чат-бот» в управлении развитием креативности студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-2.
  7. Матюх Е. Т. Теории «Общества риска» в современной гуманитарной науке // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7.
  8. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020.
  9. Соколов Н. В., Виноградский В. Г. Искусственный интеллект и образование: анализ систем и технологий, применяемых в РФ // Образование и общество. 2023. № 1 (138).
  10. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.
  11. Яковлева О. В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped20230082
  12. Якуничев Д. А. Общество риска: возможная модель развития современного общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68.

Информация об авторах

Яковлева Ольга Валерьевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 марта 2024.
  • Опубликована: 8 мая 2024.

Ключевые слова

  • искусственный интеллект
  • этика
  • будущий педагог
  • педагогическое образование
  • цифровая образовательная среда
  • риск применения искусственного интеллекта
  • субъектная позиция
  • artificial intelligence
  • ethics
  • future teacher
  • pedagogical education
  • digital educational environment
  • risk of using artificial intelligence
  • subject position

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)