• Научная статья
  • 13 мая 2024
  • Открытый доступ

Смыслоориентированный подход к описанию семантических полей на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере семантического поля «Любовь»)

Аннотация

В статье осуществляется обзор отечественных лингводидактических работ, посвященных адаптации системы типовых значений в виде лексических функций (в терминологии И. А. Мельчука и А. К. Жолковского) к практическим занятиям в иноязычной аудитории. Цель проводимого исследования – адаптация системы типовых смыслов к презентации и отработке лексического материала семантического поля «Любовь» на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Новизна проводимого исследования заключается в развитии теории использования системы типовых смыслов в учебном процессе на занятиях по РКИ с позиции не только устойчивых, но и словообразовательных средств. Данный подход позволяет по-новому оценить перспективу изучения лексической сочетаемости и морфологических модификаций русских слов в аспекте РКИ. Предлагается собственный материал для обучения иностранных студентов комбинированию и модифицированию русских слов с позиции ономасиологического подхода (от значений к способам их выражения) в рамках семантического поля «Любовь». В результате исследования демонстрируются наиболее употребительные семантические параметры, описывающие отношения любви между участниками отношений, перечисляются наиболее универсальные способы выражения того или иного типового значения с позиции рецептивных и продуктивных речевых действий. Представленный в работе подход позволяет иностранным студентам успешно осуществлять процесс речетворчества на русском языке с более точной передачей заданных смыслов, существенно повышая языковую компетенцию обучающихся.

Источники

  1. Апресян Ю. Д., Дяченко П. В., Лазурский А. В., Цинман Л. Л. О компьютерном учебнике лексике русского языка // Русский язык в научном освещении. 2007. № 2 (14).
  2. Астафьева Н. А. Структура, объем и содержание лексико-семантического поля «Сутки» в содержании обучения русскому языку иностранных учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46).
  3. Борисова Е. Г. Коллокации. Что это такое и как их изучать. М.: Филология, 1995b.
  4. Васильева Г. М., Коннова А. Л. Объём и структура лексико-семантического поля «музыка» в содержании обучения русскому языку как иностранному (по данным идеографических словарей) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4.
  5. Дяченко П. В. Разработка компьютерных методов обучения владению языком с помощью аппарата лексических функций: дисс. … к. филол. н. М., 2008.
  6. Епифанова В. В. Семантические типы словосочетаний как способ организации русскоязычных учебных сочетаемостных словарей // Филологический аспект. 2023a. № 6 (98).
  7. Епифанова В. В. Синонимические возможности русского языка для выражения типовых значений в рамках семантических полей // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. М.: Изд-во КДУ, 2023b. Вып. 4.
  8. Марченко О. С. Семантическая модификация глагольного действия с позиций рецептивной и продуктивной грамматики // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4.
  9. Сюй Даньфэн. Методический потенциал лексико-семантического поля при изучении китайскими студентами лексики русского языка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 6.
  10. Тариелова А. Р. Структура лексико-семантического поля «транспорт» // Слово о слове: исследования молодых ученых-филологов: мат. всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Астрахань: Астраханский университет, 2021.
  11. Ульянова Т. В. Совместное применение метода лингвистического фрейма и метода семантического поля в обучении РКИ: работа с текстом-описанием // Горизонты современной русистики: сборник статей международной конференции, посвященной 90-летнему юбилею академика В. Г. Костомарова. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020.
  12. Яницкая А. Ю., Джумаев М. Д. Изучение лексико-семантического поля «Возраст человека» в курсе русского языка // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе: электрон. сб. науч. ст. Брест: БрГУ, 2020.

Информация об авторах

Епифанова Валентина Валерьевна

к. филол. н.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 апреля 2024.
  • Опубликована: 13 мая 2024.

Ключевые слова

  • семантическое поле
  • лексическая функция-параметр
  • адаптация системы типовых значений
  • семантическое поле «Любовь»
  • semantic field
  • lexical function-parameter
  • adaptation of typical meanings
  • the semantic field “Love”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)