• Научная статья
  • 13 мая 2024
  • Открытый доступ

Инфографика как средство оптимизации обучения русскому языку китайских студентов

Аннотация

Целью данной статьи является обоснование использования инфографики как актуального способа оптимизации учебного процесса при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному (РКИ) на основе выявления ключевых особенностей и этапов работы с инфографикой при обучении китайских студентов. В статье рассматриваются особенности инфографики и анализируются методы ее использования на занятиях по РКИ. Предлагаются варианты организации работы с инфографикой, анализируются основные элементы готового инфографического текста и процесс создания собственной инфографики, которая будет применяться на занятии как студентами, так и преподавателем для актуализации темы, проработки необходимого лексического и грамматического материала, а также его быстрого усвоения. Научная новизна исследования состоит в разработке методики обучения китайских студентов РКИ на основе инфографических текстов. В результате выявлены специфические черты инфографического текста в связи с особенностями восприятия иероглифического культурного типа и преимущества использования инфографики на занятиях по РКИ с китайскими студентами; представлена поэтапная методика обучения китайских студентов РКИ на основе инфографических текстов, т. к. в ходе исследования было установлено, что инфографика является графическим носителем информации и может стать эффективным средством обучения всем видам речевой деятельности на занятиях по РКИ в китайской аудитории.

Источники

  1. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов IV международной научно-методической конференции (г. Воронеж, 28-30 января 2016 г.). Воронеж: Научная книга, 2016.
  2. Грушевская В. Ю. Методика обучения разработке инфографики в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 7.
  3. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб.: Питер, 2015.
  4. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб.: Эйдос, 2012.
  5. Лаптев В. В. Русская инфографика. СПб.: Изд-во Политен. ун-та, 2018.
  6. Соловьева Т. В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 57.
  7. Тищенко Н. Г. Дидактические основы использования инфографики в преподавании русского языка как иностранного в техническом вузе // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1.
  8. Толмачева О. В. Преимущества использования инфографики при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-3 (90).
  9. Шмалько-Затинацкая С. А., Храброва О. С. Инфографика как способ обучения говорению на русском языке учащихся Азиато-Тихоокеанского региона // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А.

Информация об авторах

Кузубова София Юрьевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Самосенкова Татьяна Владимировна

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 ноября 2023.
  • Опубликована: 13 мая 2024.

Ключевые слова

  • обучение русскому языку как иностранному
  • китайские студенты
  • инфографический текст
  • визуальное мышление
  • методика работы с инфографикой
  • teaching Russian as a foreign language
  • Chinese students
  • infographic text
  • visual thinking
  • methodology of working with infographics

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)