• Научная статья
  • 20 мая 2024
  • Открытый доступ

Возможности воспитательно-развивающей среды для организации патриотического воспитания в кадетских классах

Аннотация

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является приоритетной задачей в образовательных организациях военной направленности. Цель исследования – выявление возможностей воспитательно-развивающей среды для организации патриотического воспитания в кадетских классах. В исследовании сделан акцент на анализе воспитательно-развивающей среды кадетского класса Православной гимназии г. Тюмени. В статье рассмотрены основные компоненты воспитательно-развивающей среды кадетского класса: смысловой, информационно-содержательный, деятельностный. Научная новизна исследования заключается в следующем: предлагается методика анализа воспитательно-развивающей среды кадетского класса по уровням сформированности компонентов. В результате проведенного анализа сделан вывод: процесс организации патриотического воспитания зависит от уровня освоения компонентов воспитательно-развивающей среды. Воспитанники Православной гимназии включены в учебную, внеучебную культурно-просветительскую, исследовательскую деятельность патриотического содержания. К недоработкам в формировании воспитательно-развивающей среды следует отнести освоение новых форм работы, привлечение профильных специалистов, проявление инициативности педагогов в обогащении содержания воспитательно-развивающей среды.

Источники

  1. Бурлакова И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике: методическое пособие. М.: Центр «Перспектива», 2015.
  2. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008.
  3. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 2019. Т. 25. № 1.
  4. Ильичев Н. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. 2002. № 3.
  5. Калита В. В., Положенцева И. В., Шафажинская Н. Е. Психолого-педагогическое исследование особенностей патриотического воспитания кадет в школах кластера непрерывного образования казачества // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11. № 1.
  6. Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: дисс. … к. пед. н. Майкоп, 2009.
  7. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи – будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.
  8. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2.
  9. Петрова Л. А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3.
  10. Позднякова О. К., Крылова Е. Л. Структура патриотического сознания молодёжи: педагогический аспект // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 3 (28).
  11. Семёнов В. Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3 (7).
  12. Сорокин С. А. Патриотическое сознание российской молодежи: содержание и преемственность // Личность. Общество. Государство. 2020. № 3.
  13. Тумин А. Ю. Институциональные факторы развития патриотизма // Философия образования. 2024. Т. 24. № 1.
  14. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. Т. 2.
  15. Шупленков Н. О., Шупленков О. В. Тема значимости казачества в патриотическом воспитании молодежи // Педагогика. 2023. № 69.

Информация об авторах

Емельянова Ирина Никитична

д. пед. н., доц.

Тюменский государственный университет

Зайцев Марк Николаевич

Православная гимназия г. Тюмени

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 марта 2024.
  • Опубликована: 20 мая 2024.

Ключевые слова

  • патриотическое воспитание в школе
  • кадетский казачий класс
  • воспитательно-развивающая среда
  • внеучебная деятельность патриотического содержания
  • patriotic education at school
  • cadet Cossack class
  • educational and developmental environment
  • extracurricular activities of patriotic content

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)