• Научная статья
  • 21 мая 2024
  • Открытый доступ

Психолингвистический аспект обучения иноязычной письменной речи в высшей школе

Аннотация

Цель исследования – теоретическое осмысление процесса порождения иноязычной письменной речи с точки зрения психолингвистического подхода для оптимизации содержания обучения письму на иностранном языке при подготовке студентов как лингвистических, так и нелингвистических специальностей. В статье теоретически рассмотрены мнения отечественных и зарубежных ученых, касающиеся основных моделей порождения иноязычной письменной речи, а также выявлены психологические компоненты, такие как саморегуляция, мотивация к изучению иностранного языка, автономность, отношение к изучению иностранного языка, тревожность, самоэффективность и готовность к общению на иностранном языке, обеспечивающие успех в процессе обучения письму на иностранном языке. Научная новизна исследования заключается в выявлении основных положений процесса письменного речепорождения, необходимых для решения проблем, связанных с организацией процесса обучения иноязычной письменной речи в высшей школе. В результате исследования было установлено, что успех продуцирования письменного текста зависит не только от знаний количественного и качественного уровней его структурирования, но и от направленности личности обучающихся и их индивидуальных различий.

Источники

  1. Ахутина Т. В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / под общ. ред. О. А. Величенковой. М., 2018.
  2. Барабанов Д. Д. Развитие волевой регуляции студентов: дисс. … к. психол. н. М., 2015.
  3. Дугина Т. В., Заболотских А. В., Жабоклицкая И. И. Особенности автономной учебной деятельности при изучении иностранного языка в высшей школе // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8.
  4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  6. Крутецкий В. А. Некоторые вопросы психологии учителя // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4.
  7. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. Т 6.
  8. Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.
  9. Литвиненко Е. В. Методические условия развития мотивации студентов к изучению иностранного языка средствами учебного блога // Концепт. 2023. № 12.
  10. Литвиненко Е. В. Технологии WEB 2.0 в обучении английскому языку // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: сборник научных трудов / под ред. Е. М. Шастиной, В. М. Панфиловой. Елабуга, 2021.
  11. Лурия А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2002.
  12. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2019.
  13. Медведева Н. В. Природа ошибки в русской речи будущего билингвального учителя русского языка: психолингвистический и лингвометодический подходы к интерпретации экспериментальных данных // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2024. Т. 21. № 1.
  14. Ощепкова Е. С. Письменная речь в отечественной психолингвистике // Вопросы психолингвистики. 2021. № 4 (50).
  15. Пасечкина Т. Н. Формирование коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза: дисс. … к. пед. н. Томск, 2022.
  16. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2.
  17. Ушакова Т. Н. О филогенезе языка человека (когнитивно-психологический анализ) // Вопросы психолингвистики. 2018. № 3 (37).
  18. Щербакова М. В. Психолингвистический аспект восприятия текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 1 (201).
  19. Bandura A. Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, 1986.
  20. Chemers M. M. Leadership effectiveness: An integrative review // Blackwell Handbook of Social Psychology. Group Processes / ed. by M. A. Hogg, R. S. Tindale. Oxford, 2001.
  21. Dörnyei Z. The l2 motivational self-system // Motivation, Language Identity and the L2 Self / ed. by Z. Dörnyei, E. Ushioda. Bristol: Multilingual Matters, 2009.
  22. Dörnyei Z. The psychology of the language learner: Individual differences in second language acquisition. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005.
  23. Fathi J., Ahmadnejad M., Yousofi N. Effects of blog-mediated writing instruction on L2 writing motivation, self-efficacy, and self-regulation: A mixed methods study // Research in Applied Linguistics. 2019. Vol. 10 (2).
  24. Feldman D. B., Kubota M. Hope, self-efficacy, optimism, and academic achievement: Distinguishing constructs and levels of specificity in predicting college grade-point average // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 37.
  25. Graham S., Harris K. R. Evidence-based writing practices: A meta-analysis of existing meta-analyses // Design Principles for Teaching Effective Writing / ed. by R. Fidalgo Redondo, K. Harris, M. Braaksma. Leiden, 2017. http://dx.doi.org/10.1163/9789004270480_003
  26. Horwitz E. K., Horwitz M. B., Cope J. Foreign language classroom anxiety // The Modern Language Journal. 1986. Vol. 70. Iss. 2.
  27. Huettig F. Four central questions about prediction in language processing // Brain Research. 2015. Vol. 1626.
  28. Kerz E., Wiechmann D. Individual differences // The Routledge Handbook of Second Language Acquisition and Corpora / ed. by N. Tracy-Ventura, M. Paquot. N. Y.: Routledge, 2020.
  29. Liu H. J. Understanding EFL undergraduate anxiety in relation to motivation, autonomy, and language proficiency // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2012. Vol. 9 (1).
  30. MacIntyre P. D., Dörnyei Z., Clément R., Noels K. A. Conceptualizing willingness to communicate in a L2: A situational model of L2 confidence and affiliation // The Modern Language Journal. 1998. Vol. 82. Iss. 4.
  31. McCutchen D. Cognitive factors in the development of children’s writing // Handbook of Writing Research / ed. by Ch. A. MacArthur, S. Graham, J. Fitzgerald. N. Y., 2006.
  32. Mercer S. Language learner engagement: Setting the scene // Second Handbook of English Language Teaching / ed. by Xuesong Gao. Cham: Springer International Handbooks of Education, 2019.
  33. Nezakatgoo B., Fathi J. Second language writing through blogs: An investigation of learner autonomy // Iranian Journal of Applied Language Studies. 2019. Vol. 11 (2).
  34. Pekrun R. Emotions and learning. Geneva: International Academy of Education (IAE), 2014.
  35. Piniel K., Csizér K., Khudiyeva S. R., Gafiatulina Yu. A comparison of Hungarian and Kazakh university students’ language learning profiles // Working Papers in Language Pedagogy. 2016. Vol. 10. https://doi.org/10.61425/wplp.2016.10.39.55
  36. Ushioda E. Learner autonomy 5: The role of motivation. Dublin: Authentik, 1996.
  37. Zimmerman B. J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational Psychologist. 1990. Vol. 25 (1).

Информация об авторах

Литвиненко Елена Владимировна

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 апреля 2024.
  • Опубликована: 21 мая 2024.

Ключевые слова

  • иноязычная письменная речь
  • порождение речи
  • психолингвистика
  • обучение письму на иностранном языке
  • психологический компонент
  • индивидуальные различия
  • foreign language written speech
  • speech generation
  • psycholinguistics
  • instruction for writing in a foreign language
  • psychological component
  • individual differences

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)