• Научная статья
  • 22 мая 2024
  • Открытый доступ

Умения визуализации учебного материала как компонент профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка

Аннотация

Цель данного исследования – описать типологию и содержание медиативных и коммуникативно-интерактивных умений будущих учителей иностранного языка визуализировать учебный материал на уроке иностранного языка в школе. В работе представлены определения понятия «визуализация учебного материала» и смежных понятий «несплошной текст», «мультимедийный текст» и «мультимодальный текст». Визуализация учебного материала рассмотрена в рамках профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в типологизации медиативных и коммуникативно-интерактивных умений визуализировать учебный материал в соответствии со стратегиями медиации и презентации, в описании коммуникативных задач, решаемых с точки зрения визуализации учебного материала, и основных ошибок учителей при реализации данных задач. В результате мы предполагаем, что умения визуализации языкового материала соотносятся с профессионально-коммуникативными стратегиями медиации и объяснения учебного материала и требуют целенаправленного развития с учетом ключевых принципов компетентностного, коммуникативного и социокультурного подходов, решаемых учебных задач, уровневых и возрастных потребностей обучающихся, принципов отбора материала, культурной ценности используемых визуальных источников и других параметров.

Источники

  1. Барышников Н. В. Обучение иностранным языкам и методическое творчество учителя. М.: Инфра-М, 2024.
  2. Бахтиозина М. Г. Мультимодальный текст как средство обучения английскому языку деловой коммуникации // Сборник научных и учебно-методических трудов: сб. ст. / под общ. ред. С. Г. Тер-Минасовой, М. Г. Бахтиозиной. М.: КДУ; Университетская книга, 2019.
  3. Браташ В. С., Галактионова Т. Г. Современный этап трансформации учебного текста: доминирование визуального компонента // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (51).
  4. Бубнова Г. И. Работа с несплошными текстами при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2016. № 3.
  5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.
  6. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.
  7. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования. 2010. № 4.
  8. Коренев А. А. Коммуникативные виды деятельности как часть профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2.
  9. Коренев А. А. Профессионально-коммуникативные стратегии как компонент содержания языкового образования при подготовке будущих учителей и преподавателей иностранного языка // Rhema. Рема. 2023. № 3.
  10. Сафонова В. В. Глава 7. Медиативная текстообразующая деятельность как объект оценивания в лингвокультурной педагогике // Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования / отв. ред. С. В. Титова, П. В. Сысоев. М.: Эдитус, 2023.
  11. Сафонова В. В. Лингводидактические размышления о медиативном образовании преподавателя-исследователя в системе языковой подготовки к международному партнерству и сотрудничеству // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1.
  12. Сафонова В. В. Социокультурные аспекты экспертного анализа качества иноязычной учебной литературы // Евразийский форум. 2012. № 1 (4).
  13. Сибгатуллина А. А. Использование мультимодальных текстов при подготовке учителя иностранного языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  14. Сорокина А. С. Визуализация языкового материала как часть профессионально-коммуникативной компетенции учителя/преподавателя // Focus on Language Education and Research. 2023. Т. 4. № 1.
  15. Титова С. В. Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5.
  16. Титова С. В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024.
  17. Титова С. В., Замковая А. В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся // Педагогика и психология образования. 2022. № 1.
  18. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218).
  19. Chandler P., Sweller J. Cognitive load theory and the format of instruction // Cognition and Instruction. 1991. No. 4.
  20. Council of Europe.Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment.Companion Volume. Strasbourg, 2018.
  21. Mayer R. E., Anderson R. B. Animations need narrations: An experimental test of a dual-coding hypothesis // Journal of Educational Psychology. 1991. No. 4.
  22. Walsh S. Exploring Classroom Discourse: Language in Action. N. Y., 2011.

Информация об авторах

Сорокина Ангелина Сергеевна

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Коренев Алексей Александрович

к. пед. н., доц.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 апреля 2024.
  • Опубликована: 22 мая 2024.

Ключевые слова

  • визуализация учебного материала
  • компетентностный подход
  • медиативные умения
  • профессионально-коммуникативная компетенция
  • мультимедийная презентация учебного материала
  • visualization of educational material
  • competence-based approach
  • mediation skills
  • professional and communicative competence
  • multimedia presentation of educational material

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)