Формирование исторической памяти студентов педагогического вуза в процессе преподавания учебной дисциплины «История России»
Аннотация
Цель исследования – совершенствование механизма формирования исторической памяти студентов педагогического вуза в процессе преподавания учебной дисциплины «История России». В статье раскрываются методы формирования исторической памяти будущих педагогов, анализируются возникающие при этом проблемы. Научная новизна работы состоит в том, что впервые процесс формирования исторической памяти исследуется на примере обучения и воспитания студентов педагогического вуза в контексте преподавания учебной дисциплины «История России» в тесной связи с внеаудиторными занятиями. Особая роль при проведении аудиторных занятий отводится активным методам обучения: лекциям с заранее запланированными ошибками, лекциям-беседам, лекциям-спорам, прениям, обсуждениям, дискуссиям, мозговым штурмам, студенческим исследовательским проектам. Мы предлагаем применять их в виде единой системы, обязательно дополняя воспитательными мероприятиями, поскольку их эпизодическое применение не даст желаемого результата. Основной акцент мы делаем на том, что студенты не должны быть пассивными объектами обучения и воспитания. Их необходимо вовлечь в процесс формирования исторической памяти, сделать его активными участниками. Будущие педагоги обладают начальными профессиональными знаниями и навыками. Нередко они сами становятся источниками интересной информации, неожиданных педагогических подходов и решений. Именно поэтому мы обращаем особое внимание на необходимость комплексного сочетания аудиторных занятий по учебной дисциплине «История России» с различного рода воспитательными мероприятиями. В результате проведенного исследования установлено, что одним из основных источников получения достоверных исторических знаний и формирования исторической памяти студентов педагогического вуза является консолидирование аудиторных занятий с широким применением активных методов обучения и воспитательных мероприятий, таких как тематические кураторские часы, вахты памяти, публичные лекции, участие в художественной самодеятельности, патриотических акциях, поисковом движении, экскурсии в музеи и места памяти.
Источники
- Анисимова С. Ю. Историческая память: онтологические и ценностные основания: автореф. дисс. … к. филос. н. Саратов, 2021.
- Аскарьянц В. П., Ахроров Х. Х., Таджиева М. А. Активные методы обучения // Теория и практика современной науки. 2018. № 1 (31).
- Бортников Н. А., Фомичев И. А. Понятия исторической политики и политики памяти // Скиф. 2019. № 8 (36).
- Бочкарева Е. Д. Организационно-педагогические условия процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры: личностно-деятельностный подход: дисс. … к. пед. н. М., 2022.
- Булуева Ш. И., Мутусханова Р. М. Потенциал творческой деятельности студентов в развитии их профессиональных навыков // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
- Епифанов А. Е., Солодянкина О. Ю. Наука и историческая память: студенческие проекты в регионах // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2022. № 1.
- Ефимов А. А., Кочеров Ю. Н., Шумакова Е. В. К вопросу об эффективности применения активных форм обучения в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2.
- Калимбетов Б. И., Алимбетов К. Е. Наблюдение, как метод педагогического исследования // Мировая наука. 2022. № 12 (69).
- Климович Л. В., Галкина Е. П. Роль преподавания гуманитарной дисциплины «История» в формировании исторической памяти молодежи (по материалам социологического исследования в г. Ульяновске) // Интеллигенция и мир. 2023. № 1.
- Крайнов Г. Н. Мифы и историческая память // Миф в истории, политике, культуре: сборник материалов III международной научной междисциплинарной конференции (г. Севастополь, июнь 2019 г.) / под ред. О. А. Габриеляна, А. В. Ставицкого, В. В. Хапаева, С. В. Юрченко. Севастополь, 2019.
- Мухамадеев И. Г. Современные организационные формы обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2018. № 5.
- Панарин А. А. Геноцид советского народа в отражении исторической памяти о Великой Отечественной войне // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 4.
- Положенцева И. В., Кащенко Т. Л. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов // Власть. 2014. № 12.
- Рачипа А. В., Бурьков В. В. Великая Отечественная война и историческая память молодого поколения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-1.
- Савчук Н. В. Историческая память в контексте информационной борьбы // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1. № 17.
- Сидорова Л. О. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры: концептуальный подход: дисс. … к. пед. н. М., 2012.
- Слемнев М. А. Историческая память и ее интегративные функции // Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского приграничья: материалы международной научно-практической заочной конференции (г. Витебск, 2 февраля 2017 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2017.
- Тишков В. А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская идентичность / под ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. М., 2018.
- Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4.
- Хорольская Т. Е. Социально-педагогические условия формирования исторического сознания сотрудников ОВД России в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
- Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14.
- Шендрикова С. П., Царина М. А. Понятие исторической памяти в отечественной историографии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56).
- Шнирельман В. А. Социальная память – вопросы теории // Историческая память и российская идентичность / под ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. М., 2018.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Развитие исторического образования и методики преподавания истории на современном этапе», реализуемого в Балашовском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» по тематическому направлению «Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в вузе».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 апреля 2024.
- Опубликована: 28 мая 2024.
Ключевые слова
- учебная дисциплина «История России»
- историческое сознание
- механизм формирования исторической памяти
- студенты педагогических вузов
- активные методы обучения истории
- academic discipline “History of Russia”
- historical consciousness
- mechanism of formation of historical memory
- students of pedagogical universities
- active teaching methods of history
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»