• Научная статья
  • 17 июня 2024
  • Открытый доступ

Идеи воронежской эвристической педагогической школы в трудах Н. Ф. Бунакова

Аннотация

Цель исследования – привлечение внимания и возвращение к истокам методологии и методики эвристической педагогики, направленной на образование и воспитание гуманного, патриотичного и творческого человека в условиях изменения общественных отношений. В статье рассматриваются наследие уникальной воронежской педагогической эвристической школы и «воронежский период» деятельности выдающегося педагога-гуманиста Н. Ф. Бунакова, заложившего основы народного обучения отечественной словесности. Анализируются методики нравственного и интеллектуального развития, принципы эвристического поиска при обучении русскому языку. Научная новизна заключается в современном комплексном подходе к отечественной педагогической мысли, приобретающей актуальное значение для сохранения преемственности традиций и логики научного познания. В результате исследования убедительно продемонстрирована насущная необходимость более широкого и глубокого включения в курсы педагогики, отечественной филологии, истории, психологии и работ Н. Ф. Бунакова, имеющих междисциплинарное и общекультурное значение, а также настоятельная потребность в переиздании избранных трудов педагогов и просветителей, создавших эвристическую педагогическую школу.

Источники

  1. Воронежская педагогическая школа: дидактическая реконструкция: коллективная монография. Воронеж: ООО «Кварта», 2018.
  2. Грачева Ж. В., Сидорова Е. В. Современный русский язык для современной школы. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2022.
  3. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.
  4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019.
  5. Дридгер К. А. Развитие принципа народности воспитания в педагогике России второй половины XIX-начала ХХ вв.: автореф. дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2009.
  6. Иванова Г. П. Региональная педагогическая школа: исторические истоки, достижения, перспективы развития (рец. на кн.: Воронежская педагогическая школа: дидактическая реконструкция: коллективная монография. - Воронеж: кварта, 2018. - 342 с.) // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2020. № 1.
  7. Пыльнев Ю. В. История народного образования Воронежского края (конец XVII – начало ХХ века). Калининград, 2012.
  8. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX века. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 1999.
  9. Резенер Ф. Педагогические труды Н. Бунакова // Народная школа, 1881. № 2.

Информация об авторах

Чигирева Елена Михайловна

к. ист. н.

Воронежский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2024.
  • Опубликована: 17 июня 2024.

Ключевые слова

  • эвристическая педагогическая школа
  • гуманистическая педагогика
  • народное обучение отечественной словесности
  • педагог-гуманист Н. Ф. Бунаков
  • катехизация текста
  • heuristic pedagogical school
  • humanistic pedagogy
  • folk education of Russian literature
  • humanist teacher N. F. Bunakov
  • catechism of a text

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)