• Научная статья
  • 25 июня 2024
  • Открытый доступ

Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи с использованием метода наглядного моделирования на основе мнемотаблиц

Аннотация

Цель исследования – обосновать целесообразность использования метода наглядного моделирования на основе мнемотаблиц как средства формирования монологической речи на родном русском языке детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности развития речи детей в возрасте 5-7 лет, обсуждается возможность использования наглядного моделирования как средства повышения результативности развития речи старших дошкольников, а также определяются педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса обучения монологической речи детей в возрасте 5-7 лет. Отмечается эффективность использования метода наглядного моделирования как средства развития монологической речи у старших дошкольников. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования (наличие наглядности; соблюдение принципа перехода от простого к сложному; обеспечение наглядными моделями развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации). В результате доказан положительный эффект от использования мнемотаблиц в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи.

Источники

  1. Бережная О. Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации: дисс. … к. пед. н. Ставрополь, 2005.
  2. Бичева И. Б., Кузнецова А. И., Маковей Е. А. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3.
  3. Васильева О. С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. № 10 (12).
  4. Гайдукова М. А. Мнемотехника как интенсивный метод преподавания авиационного иностранного языка в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-2).
  5. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. Изд-е 2-е, испр. и перераб. М.: В. Секачев, 2014.
  6. Грозян Н. Ф., Прудникова Т. И. Дидактические принципы А. Я. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2.
  7. Кожевников Д. Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57).
  8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / пер. Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. М.: Юрайт, 2024.
  9. Коростина И. С. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Комплексное сопровождение детей с ОВЗ: международная научно-практическая конференция. М., 2016.
  10. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1.
  11. Кравцова К. А. Теоретико-методологические основы развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 5.
  12. Ломбина Т. Н. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации: по авторской программе: дисс. … к. психол. н. М., 2010.
  13. Матюшенко С. В., Князева О. О. Новый формат принципа «наглядность в обучении» // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. № 4.
  14. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.
  15. Самченко Н. В., Приходько Е. Г. Мнемотехника в речевом развитии дошкольников // Концепт. 2020. Т. 10.
  16. Серенкова Л. С. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 2. № 4 (6).
  17. Созонова Н. Н., Клюкова С. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники // Социальная сфера, управление и экономика: актуальные проблемы и перспективы: сборник статей. Йошкар-Ола, 2018.
  18. Ткаченко Т. А. Логопедические уроки. Екатеринбург: Литур, 2019.
  19. Торопова С. Ф. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи // Наука и образование: новое время. 2014. № 2.
  20. Турчин Г. Д. Золотое правило дидактики Я. А. Коменского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. № 3.
  21. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6.
  22. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»: в 2-х ч. / сост. К. Ушинский. Изд-е 13-е. СПб.: Тип. И. П. Попова, 1877. Ч. 1.
  23. Финашина Т. А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: дисс. … к. психол. н. Калуга, 2000.
  24. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956.

Информация об авторах

Зяблова Екатерина Александровна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Логинова Дарья Николаевна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Логинов Алексей Николаевич

к. экон. н.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 мая 2024.
  • Опубликована: 25 июня 2024.

Ключевые слова

  • развитие монологической речи дошкольников
  • педагогические условия развития монологической речи
  • наглядное моделирование в обучении монологической речи
  • наглядное моделирование на основе мнемотаблиц
  • development of monological speech of preschoolers
  • pedagogical conditions for the development of monological speech
  • visual modeling in teaching monological speech
  • visual modeling based on mnemonic tables

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)