• Научная статья
  • 26 июля 2024
  • Открытый доступ

Историко-культурный комментарий как необходимое условие эффективного освоения школьной программы по литературе

Аннотация

Цель исследования – продемонстрировать влияние историко-культурного комментария на восприятие и интерпретацию содержания художественного произведения. В статье автор рассматривает историко-культурный комментарий к произведениям школьной программы как важнейшее средство всестороннего осмысления художественного текста и формирования квалифицированного читателя. В статье дан обзор опубликованных монографических комментариев, даты публикации которых приводят к мысли о необходимости возобновления практики литературного комментария как печатного издания и методического приёма. Научная новизна заключается в том, что впервые с 60-80-х годов XX века осуществлено подробное историко-культурное комментирование произведения школьной программы – А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет…». В результате на конкретном примере показано влияние историко-культурного комментария на восприятие и интерпретацию авторского замысла. В статье рассмотрен вопрос влияния повседневного континуума художественного произведения на адекватное понимание, психологическое принятие и духовное освоение изучаемого классического текста в рамках школьного курса литературы.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.
  2. Беленький Г. И. Комментированное чтение текста // Изучение художественного текста в VIII-X классах школы / под ред. Н. И. Кудряшева, Н. Д. Молдавской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  3. Бесогонова С. А., Шалина М. А., Моторин А. В., Гаврилова Л. А. Историко-культурный комментарий к произведениям Достоевского «Братья Карамазовы», «Записки из подполья», «Подросток», «Дневник писателя» // Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы: монография / под науч. ред. Е. А. Фёдоровой. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2021.
  4. Благова И. В. Исторический комментарий и его роль в литературном развитии. 2018. https://multiurok.ru/files/istoricheskii-kommentarii-i-ego-rol-v-literaturnom.html
  5. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008.
  6. Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. М.: Учпедгиз, 1950.
  7. Винокурова М. А., Сухотерина Т. П., Худенко Е. А. Историко-культурный комментарий текста с применением ресурсов мультимедийного парка на уроках русского языка и литературы в школе: учебно-методическое пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
  8. Докусов А. М., Маранцман В. Г. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1975.
  9. Долгополов Л. К. «В огне и холоде тревог» (К 100-летию со дня рождения А. Блока). Л.: Знание, 1980.
  10. Доманский В. А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе. М.: Флинта; Наука, 2002.
  11. Зимина Л. В. Комментирование художественных текстов: методические аспекты: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1992.
  12. Кин В. По ту сторону. М.: Советский писатель, 1956.
  13. Ломакина С. А. Историко-бытовой комментарий на уроках изучения произведений И. А. Бунина // Бунинские чтения: материалы международной научной конференции (г. Елец, 20-21 октября 2022 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2022.
  14. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий // Лотман Ю. М. Пушкин: биография писателя. СПб.: Искусство-СПБ, 1995.
  15. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М. – Л.: Просвещение, 1966.
  16. Методика преподавания литературы / под ред. З. Я. Рез. М.: Просвещение, 1977.
  17. Поляк Д. М. Комментарий к поэтическому тексту как основа для его анализа // Нургалиевские чтения-ХII: научное сообщество ученых ХХI столетия. Филологические науки: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (г. Астана, 23-24 февраля 2023 г.): в 3-х т. / под общ. ред. К. Р. Нургали. Астана: Мастер ПО, 2023. Т. I.
  18. Ривош Я. Н. Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала ХХ века. М.: Искусство, 1990.
  19. Чуковский К. И. Люди и книги. М.: Художественная литература, 1958.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Система целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования» № 073-00022-23-03 от 7 ноября 2023 года.

Информация об авторах

Борисов Сергей Борисович

д. культ., доц.

Шадринский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 марта 2024.
  • Опубликована: 26 июля 2024.

Ключевые слова

  • литературное образование
  • историко-культурный комментарий
  • интерпретация художественного произведения
  • история повседневности
  • literary education
  • historical and cultural commentary
  • interpretation of a work of art
  • the history of everyday life

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)