• Научная статья
  • 29 июля 2024
  • Открытый доступ

Особенности обучения иностранному (английскому) языку студентов языкового вуза в полилингвальном образовательном пространстве (на примере Республики Татарстан)

Аннотация

Целью данного исследования является выявление особенностей обучения англоязычной речи студентов языкового вуза в полилингвальной среде. В работе особое внимание уделяется положительным и отрицательным факторам взаимовлияния языков, а также влиянию полилингвальной образовательной среды вуза на языковые способности обучающихся. В статье анализируются российские и зарубежные наработки, посвященные специфике полилингвальной образовательной среды вуза при изучении английского языка; выявляются особенности в обучении иностранному языку в современных условиях в высших учебных заведениях; приводятся результаты проведенной авторами исследовательской работы, направленной на изучение отношения студентов языкового вуза к наличию трех языков в образовательном процессе. Анализ теоретического и практического материала о полилингвизме посвящен феномену полилингвальной образовательной среды, а также влиянию полилингвальной среды и би- и полилингвизма на изучение английского языка. Научная новизна исследования заключается в изучении и раскрытии особенностей организации обучения иностранному языку в полилингвальном образовательном пространстве языкового вуза. В результате применение многоязычного образовательного подхода с учетом всех преимуществ и недостатков, выявленных в ходе работы над данным исследованием, может способствовать более комфортному овладению иностранным языком и совершенствованию межъязыковых коммуникативных навыков.

Источники

  1. Барышников Н. В. Этнолингводидактика и русский язык // Мир русского слова. 2002. № 2.
  2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Булат, 2000.
  3. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей. М.: ЁЁ-Медиа, 2024.
  5. Дзапарова З. Г. Полилингвальное образование как основа сохранения культурного разнообразия человечества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2 (15).
  6. Жажева Д. Д., Жажева С. А. Психологические аспекты повышения культуры устной и письменной речи учащихся // Актуальные проблемы современной педагогической психологии: сборник научных трудов: посвящается десятилетнему юбилею кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2017.
  7. Клочко И. А. Проблема полилингвизма в лингводидактике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2.
  8. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени; Инфра-М, 2002.
  9. Пассов Е. И. Теория методики. Иноязычное образование: организация и управление. Липецк: Типография, 2015.
  10. Севекпит Ч. В. Особенности языкового обучения в условиях полилингвизма // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2021. № 1 (75).
  11. Седых Д. В. К вопросу об особенностях организации учебного процесса в билингвальной образовательной среде высшей школы // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12.
  12. Седых Д. В. Педагогическое обеспечение процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде: автореф. дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2019.
  13. Сидакова Н. В. Переосмысление приоритетов и ценностных установок в полилингвальном и поликультурном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22).
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ, 2010.
  15. Старинина О. В. Фоссилизация как билингвальный феномен овладения иностранным языком у студентов неязыкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10.
  16. Туова М. Р. Использование национально-регионального компонента при взаимосвязанном развитии русской и английской речи в национальной (адыгейской) школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 4.
  17. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8.
  18. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Омега-Л, 2010.
  19. Abidasari E., Lestari A. Language Code-Mixing and Its Underlying Reason of Use for a Better Teaching Planning // Jurnal Pendidikan Profesi Guru. 2020. Vol. 1. No. 1.
  20. Davletbaeva D. N., Bashkirova K. A., Larionova E. S. Structural and Pragmatic Features of English, Russian and Tatar Code-Switching // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. Iss. 12.
  21. Ismaili M. Teaching English in a Multilingual Setting // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 199.
  22. Kong A. P., Abutalebi J., Lam K. S., Weekes B. Executive and Language Control in the Multilingual Brain // Behavioural Neurology. 2014. Vol. 2014. https://doi.org/10.1155/2014/527951
  23. Working Papers on Bilingualism. 1999. No. 3.

Информация об авторах

Кривошеева Наталья Николаевна

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 февраля 2024.
  • Опубликована: 29 июля 2024.

Ключевые слова

  • иноязычная речь
  • полилингвальная образовательная среда
  • языковые навыки
  • многоязычие
  • развитие мышления
  • foreign language speech
  • multilingual educational environment
  • language skills
  • multilingualism
  • development of thinking

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)