Воспитательное мероприятие как предмет педагогического анализа
Аннотация
Цель исследования – разработать схему системного анализа воспитательного мероприятия. В статье представлены различные виды анализа воспитательного мероприятия, дана их сущностная характеристика и выявлены основные параметры анализа. Научная новизна исследования заключается в том, что разработан удобный инструмент оценки результативности проведения воспитательного мероприятия на основе анализа отдельных компонентов воспитательного мероприятия с применением вербальных и математических показателей результативности труда классного руководителя. В результате исследования установлено, что анализ воспитательного мероприятия как педагогическая проблема остается недостаточно изученным. Существующие схемы воспитательного мероприятия сложны в своем применении в силу отсутствия оптимального количества требований (критериев и показателей), некорректной формулировки диагностируемых показателей, субъективности в оценке предлагаемых параметров, невозможности сделать объективные выводы о качестве проведенного воспитательного мероприятия. Предложенная автором схема может применяться в работе классных руководителей, администрации школы, а также преподавателями вузов, сопровождающих педагогическую (воспитательную) практику студентов.
Источники
- Агафонова Е. В., Несветова Е. Н., Сильченко Н. В. Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий // Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Уфа, 1 ноября 2022 г.). Уфа: Аэтерна, 2022.
- Астахова М. И. Воспитательное мероприятие как событие и педагогическое действие // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 29 октября 2021 г.). Стерлитамак: АМИ, 2021.
- Байдюк Д. А., Шикина Д. Д. Композиционный анализ классного часа // XI международная научно-практическая конференция, посвященная дню славянской письменности и культуры: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022.
- Березняк Е. С. Важное условие повышения качества обучения и воспитания // Народное образование. 1982. № 6.
- Боловцова Ю. А. Педагогический дизайн и архитектура воспитательных мероприятий // Методист. 2022. № 4.
- Вихорева О. А. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в виртуальном пространстве // Развитие воспитания в условиях цифровой трансформации образования: материалы международной конференции: XI социально-педагогических Калабалинских чтений (г. Москва, 26 января 2022 г.) / под ред. Л. В. Мардахаева. М.: Перспектива, 2022.
- Вульфов Б. З. О науке и практике воспитания: содержание и организации: сборник избранных трудов: в 2-х ч. / Российская акад. образования, Ин-т социальной педагогики. М.: Изд-во Ин-та социальной педагогики РАО, 2010. Ч. 2.
- Дроздова А. А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальной школы: дуальный подход // Образование и проблемы развития общества. 2023. № 3 (24).
- Коваль Н. Н. Основные аспекты аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17).
- Конаржевский Ю. А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. Магнитогорск, 1979.
- Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса и управление школой: в 2-х ч. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. Ч. II.
- Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.
- Микаелян А. К., Ишмаева А. И., Абдрахманов И. Н. Технологическая карта воспитательного мероприятия // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 11-4 (81).
- Моисеев A. M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001.
- Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981.
- Петрова Г. А. Использование задачного подхода в процессе формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2.
- Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2007.
- Поташник М. М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 1991.
- Созонов В. Классный час или час классного руководителя? // Воспитательная работа в школе. 2021. № 5.
- Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.
- Спирин Л. Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа / под ред. В. А. Сластенина. Ярославль, 1985.
- Чистякова И. А. Психолого-педагогический анализ воспитательного дела на примере классного мероприятия «семейные традиции» в начальной школе // Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 3 декабря 2019 г.): в 3-х ч. Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. Ч. 2.
- Шайденко Н. А., Кипурова С. Н. Примерная схема анализа (самоанализа) воспитательного мероприятия // Современные направления развития вузовского образования: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Т. Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2019.
- Щуркова Н. Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 июня 2024.
- Опубликована: 30 июля 2024.
Ключевые слова
- схема воспитательного мероприятия
- педагогический анализ
- виды педагогического анализа
- результативность труда классного руководителя
- оценка качества воспитательного мероприятия
- educational event scheme
- pedagogical analysis
- types of pedagogical analysis
- performance of the classroom teacher
- assessment of the quality of educational activities
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»