• Научная статья
  • 30 июля 2024
  • Открытый доступ

Взаимообусловленность развития критического мышления и образовательной субъектности в структуре совокупности метапредметных компетенций у обучающихся на ступени высшего образования

Аннотация

Цель исследования – теоретическое осмысление образовательного потенциала высшего образования в развитии совокупности метакомпетенций как способности осуществлять результативную деятельность не только в предметных областях образования, но и во всех жизненных сферах в соответствии с современными социокультурными вызовами. В статье рассматриваются сущность метапредметных компетенций, их ключевая роль в жизнедеятельности человека постиндустриального общества, его самореализация в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется развитию критического мышления и образовательной субъектности обучающихся как значимым метанавыкам в реализации самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающей непрерывное образование на протяжении всей жизни. Научная новизна исследования видится в обосновании необходимости развития критического мышления и образовательной субъектности в качестве компонентов метапредметной цели образовательного процесса на ступени высшего образования на основе разработки средств их реализации посредством педагогического проектирования учебно-методического комплекса каждой преподаваемой дисциплины. В результате исследования установлено, что эффективным методологическим основанием развития указанной совокупности метапредметных компетенций может выступать деятельностный подход как методология работы со взрослой аудиторией, основные принципы которого способствуют освоению обучающимися навыков критического мышления и самообразовательной деятельности.

Источники

  1. Акимова Т. А. Сущность критического мышления: от Сократа до настоящего времени // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2. № 5 (6).
  2. Акулова Е. А. Психолого-педагогические условия формирования системного и критического мышления в процессе иноязычного обучения студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 4 (97).
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004.
  4. Бермус А. Г. К проблеме становления теории содержания непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2024. № 2 (46).
  5. Вершловский С. Г. Взрослость как категория андрагогики // Вопросы образования. 2013. № 2.
  6. Ветрила Е. В. Формирование группы компетенций системного и критического мышления у обучающихся по направлению «Юриспруденция»: анализ ситуации и перспективы изменений // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 2.
  7. Галеф Дж. Мышление разведчика. Почему одни люди видят все как есть и принимают правильные решения, а другие – заблуждаются. М.: Миф, 2022.
  8. Громыко Н. В. Методология формирования рефлексивного мышления в России в сфере образования: опыт рефлексии // Трансцендентальный журнал. 2023. Т. 4. № 1-2.
  9. Громыко Ю. В., Просекин М. Ю. Обучающая мыследеятельность нового поколения и базовые педагогические компетенции // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2.
  10. Илакавичус М. Р. Самообразование в пространстве образования взрослых: ресурсы и дефициты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (223).
  11. Кант И. Сочинения: в 6-ти т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Т. 6.
  12. Киреева Н. В., Чудинова Е. В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10.
  13. Лерман Е. Б. Оценка осознания необходимости непрерывного образования как тренда образования будущего // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (17).
  14. Мельникова Н. А., Александров С. А. Критическое мышление как интегративное качество личности студента // Среднее профессиональное образование. 2019. № 8.
  15. Монахов О. Н., Петряков Л. Д. Универсальная компетенция «системное и критическое мышление» и ее формирование в военном высшем учебном заведении средствами гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2021. № 2 (13).
  16. Новиков А. М. Постиндустриальное общество – общество знаний // Высшее образование в России. 2008. № 3.
  17. Осокин И. В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22. № 2.
  18. Плаксина И. В. Опыт апробации и эмпирического обоснования экопсихологической модели становления субъектности в образовательной практике // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20. № 3.
  19. Поздняков М. В. Критическое мышление: его сущность и присутствие в образовательных программах российских вузов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 492.
  20. Профессиональная педагогика / под ред. академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова. Изд-е 3-е, перераб. М., 2010.
  21. Сизова Е. В., Бермус А. Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования // Научный диалог. 2017. № 12.
  22. Софронова Н. М., Казицева В. О. Изучение критического и системного мышления у студентов с учетом уровня цифровой компетентности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215).
  23. Тулабоев К. С., Утебаев М. Г. Дебаты и проекты: как формируется критическое мышление студентов? // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 11 (68).
  24. Фишман Б. Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5.
  25. Хачумян Т. И. Понятие «критическое мышление» и его сущность в психолого-педагогической науке // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: сб. наук. пр. К.: Издательский центр КНЛУ, 2003. Вып. 24. Ч. 2.
  26. Хуторской А. В. Почему предметные и метапредметные результаты тоже личностные // Эйдос. 2022. № 1.
  27. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
  28. Щучка Т. А. Становление субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза как этапе профессионализации // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34).
  29. Ayhan S. Lifelong Learning in the Past and Today // Lifelong Learning / ed. by F. Sayılan, A. Yıldız. Ankara, 2006.
  30. Basharat T., Iqbal H. M., Bibi F. The Confucius Philosophy and Islamic Teachings of Lifelong Learning: Implications for Professional Development of Teachers // Bulletin of Education and Research. 2011. No. 33 (1).
  31. Brookfield S. Teaching for Critical Thinking: Tools and Techniques to Help Students Question Their Assumption. San Francisco: Jossey-Bass and Willey, 2012.
  32. Clarke M. Language Policy and Language Teacher Education in the United Arab Emirates // TESOL Quarterly. 2007. No. 41 (3).
  33. Cummings C. Engaging New College Students in Metacognition for Critical Thinking: A Developmental Education Perspective // Research & Teaching in Developmental Education. 2015. No. 32 (1).
  34. DiBenedetto C., Myers B. A Conceptual Model for the Study of Student Readiness in the 21st Century // NACTA Journal. 2016. No. 60.
  35. El-Din N. G. The Islamic Roots of Lifelong Learning Culture: How to Make Use of Them in Creating an Inclusive Learning Environment // Creative and Inclusive Strategies for Lifelong Learning: Report of International Roundtable / ed. by G. Youngs, T. Ohsaka, C. M. Anonuevo. Hamburg: UNESCO Institute for Education, 2001.
  36. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus: The Delphi Report. California: California Academic Press, 1990.
  37. Guo-Dong X. Lifelong Education in China: New Policies and Activities // International Review of Education. 1994. No. 40 (3/5).
  38. Hickman L. A. Socialization, Social Efficiency, and Social Control: Putting Pragmatism to Work // John Dewey and Our Educational Prospect: A Critical Engagement with Dewey’s Democracy and Education / ed. by D. T. Hansen. Albany: State University of New York Press, 2006.
  39. Knowles M. S. Andragogy, Not Pedagogy // Adult Leadership. 1968. No. 16 (10).
  40. Liu O. L., Mao L., Frankel L., Xu J. Assessing Critical Thinking in Higher Education: The HEIghten™ Approach and Preliminary Validity Evidence // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016. No. 41 (5).
  41. Paul R., Elder L. The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools. 2008. http://www.criticalthinking.org/files/Concepts_Tools.pdf
  42. Saul J. R. The Collapse of Globalism and the Reinvention of the World. Toronto: Viking Canada, 2005.
  43. Sayılan F. Some Critical Reflections on Lifelong Learning Policy in Turkey // Journal for Critical Education Policy Studies. 2015. No. 12 (3).
  44. Scriven M., Paul R. Defining Critical Thinking. 2012. https://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766
  45. Titmus C. Terminology of Adult Education. P.: UNESCO, 1979.
  46. Wade C. Using Writing to Develop and Assess Critical Thinking // Teaching of Psychology. 1995. No. 22 (1).
  47. Xiaoli W., Huibin Z. Reasoning Critical Thinking: Is It Born or Made? // Theory & Practice in Language Studies. 2016. No. 6 (6).

Информация об авторах

Хисматулина Наталья Владимировна

Санкт-Петербургский университет МВД России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2024.
  • Опубликована: 30 июля 2024.

Ключевые слова

  • метапредметные компетенции
  • критическое мышление
  • непрерывное образование
  • образовательная субъектность
  • деятельностный подход
  • meta-subject competencies
  • critical thinking
  • life-long education
  • educational subjectivity
  • activity approach

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)