Особенности организации работы с фразеологическими соматизмами на занятиях по русскому языку как иностранному (проект учебного пособия словарного типа для среднего этапа обучения языку)
Аннотация
Цель исследования состоит в определении особенностей организации работы с фразеологическими соматизмами на занятиях по русскому языку как иностранному на среднем этапе (В1-В1+) с использованием специального учебного пособия словарного типа по развитию навыков невербального общения. В статье описаны цель, структура и содержание разрабатываемого пособия, отличительными чертами которого являются контекстуальность и гипертекстуальность. Научная новизна заключается в том, что в статье представлен проект учебного пособия словарного типа, где в учебных целях лексикографически будут описаны 40 невербальных единиц русского коммуникативного поведения, а в качестве лингвокультурологического комментария к ним будут даны устойчивые сочетания с компонентом-соматизмом. В результате исследования определено, что обучение фразеологическим соматизмам может быть организовано в рамках формирования невербальных умений и навыков, так как эти устойчивые сочетания произошли от соответствующих жестов, и некоторые из них в большей или меньшей степени сохранили эту связь, являясь отражением двух знаковых систем – речевой и телесной.
Источники
- Будильцева М. Б., Новикова Н. С. Жизнь идиомы – определение актуального корпуса фразеологизмов: опыт экспериментального исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. № 3.
- Воробьев В. В., Низамутдинова Г. С. Лингводидактический потенциал учебного пособия словарного типа по формированию невербальной коммуникативной компетенции // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2023. № 3 (81).
- Голубева А. С. Вербализация мимики и жестов в русском и испанском языках на материале корпусных данных // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 9 (864).
- Дахунова Ф. К. Методика преподавания перевода фразеологических единиц с соматическим компонентом в английском и латинском языках на русский язык // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 10 (212).
- Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981.
- Крейдлин Г. Е. Жесты и речь в новом лингво-семиотическом словаре // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 2.
- Максимчук Н. А. Лексические пособия словарного типа: элементы формы и содержания // Русский язык за рубежом. 1993. № 1.
- Морковкин В. В. О базовом лексикографическом знании // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному: сборник статей. М., 1986.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989.
- Пекарская И. В., Шпомер Е. А. Обучение фразеологизмам с соматическим компонентом на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2023. № 2 (44).
- Тетакаева Л. М., Абдулаева Р. Н. Соматические фразеологизмы, характеризующие невербальное общение // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
- Усмонова Д. С. Роль и особенность соматических фразеологизмов различных языков // Мировая наука. 2019. № 9 (30).
- Язык и семиотика тела: коллективная монография: в 2-х т. М.: Новое литературное обозрение, 2020. Т. 2. Естественный язык и язык жестов в коммуникативной деятельности человека / отв. рук. Г. Е. Крейдлин.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 июня 2024.
- Опубликована: 30 июля 2024.
Ключевые слова
- обучение фразеологическим соматизмам
- язык тела
- навыки невербального общения
- учебное пособие словарного типа
- обучение русскому языку как иностранному
- teaching phraseological somaticisms
- body language
- non-verbal communication skills
- vocabulary-type textbook
- teaching Russian as a foreign language
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»