• Научная статья
  • 30 июля 2024
  • Открытый доступ

Особенности организации работы с фразеологическими соматизмами на занятиях по русскому языку как иностранному (проект учебного пособия словарного типа для среднего этапа обучения языку)

Аннотация

Цель исследования состоит в определении особенностей организации работы с фразеологическими соматизмами на занятиях по русскому языку как иностранному на среднем этапе (В1-В1+) с использованием специального учебного пособия словарного типа по развитию навыков невербального общения. В статье описаны цель, структура и содержание разрабатываемого пособия, отличительными чертами которого являются контекстуальность и гипертекстуальность. Научная новизна заключается в том, что в статье представлен проект учебного пособия словарного типа, где в учебных целях лексикографически будут описаны 40 невербальных единиц русского коммуникативного поведения, а в качестве лингвокультурологического комментария к ним будут даны устойчивые сочетания с компонентом-соматизмом. В результате исследования определено, что обучение фразеологическим соматизмам может быть организовано в рамках формирования невербальных умений и навыков, так как эти устойчивые сочетания произошли от соответствующих жестов, и некоторые из них в большей или меньшей степени сохранили эту связь, являясь отражением двух знаковых систем – речевой и телесной.

Источники

  1. Будильцева М. Б., Новикова Н. С. Жизнь идиомы – определение актуального корпуса фразеологизмов: опыт экспериментального исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. № 3.
  2. Воробьев В. В., Низамутдинова Г. С. Лингводидактический потенциал учебного пособия словарного типа по формированию невербальной коммуникативной компетенции // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2023. № 3 (81).
  3. Голубева А. С. Вербализация мимики и жестов в русском и испанском языках на материале корпусных данных // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 9 (864).
  4. Дахунова Ф. К. Методика преподавания перевода фразеологических единиц с соматическим компонентом в английском и латинском языках на русский язык // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 10 (212).
  5. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981.
  6. Крейдлин Г. Е. Жесты и речь в новом лингво-семиотическом словаре // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 2.
  7. Максимчук Н. А. Лексические пособия словарного типа: элементы формы и содержания // Русский язык за рубежом. 1993. № 1.
  8. Морковкин В. В. О базовом лексикографическом знании // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному: сборник статей. М., 1986.
  9. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989.
  10. Пекарская И. В., Шпомер Е. А. Обучение фразеологизмам с соматическим компонентом на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2023. № 2 (44).
  11. Тетакаева Л. М., Абдулаева Р. Н. Соматические фразеологизмы, характеризующие невербальное общение // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
  12. Усмонова Д. С. Роль и особенность соматических фразеологизмов различных языков // Мировая наука. 2019. № 9 (30).
  13. Язык и семиотика тела: коллективная монография: в 2-х т. М.: Новое литературное обозрение, 2020. Т. 2. Естественный язык и язык жестов в коммуникативной деятельности человека / отв. рук. Г. Е. Крейдлин.

Информация об авторах

Низамутдинова Гульназ Саматовна

Уфимский университет науки и технологий

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 июня 2024.
  • Опубликована: 30 июля 2024.

Ключевые слова

  • обучение фразеологическим соматизмам
  • язык тела
  • навыки невербального общения
  • учебное пособие словарного типа
  • обучение русскому языку как иностранному
  • teaching phraseological somaticisms
  • body language
  • non-verbal communication skills
  • vocabulary-type textbook
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)