• Научная статья
  • 31 июля 2024
  • Открытый доступ

Причины возникновения языкового барьера у старшеклассников при изучении иностранного языка

Аннотация

Цель работы – выявление основных факторов, оказывающих влияние на проявление языкового барьера у мотивированных школьников старших классов при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе. В статье рассматривается как само явление языкового барьера, так и причины его возникновения, анализируются различные определения данного термина в отечественной научной литературе. Проводится параллель с англоязычным термином «языковая тревожность» (language anxiety), используемым зарубежными авторами; приводятся результаты тестирования на выявление языковой тревожности среди обучающихся 10-11 классов государственных школ. В результате исследования установлено, что наиболее существенными для возникновения барьера при говорении оказываются психологические проблемы самих обучающихся и методические аспекты организации образовательного процесса при обучении английскому языку. Научная новизна заключается в рассмотрении языкового барьера через призму компетентностного подхода в образовании, а также в разделении причин возникновения барьера на группы, зависящие от несформированности отдельных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Изучение языкового барьера в указанном аспекте может быть использовано учителями иностранного языка для решения методических задач.

Источники

  1. Бабина М. С., Одегова О. В. Феномен языкового барьера: причинность и многоаспектность // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 2 (70).
  2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1959.
  3. Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 3.
  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
  5. Зимняя И. А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2013. № 4.
  6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985.
  7. Иксанова М. Г., Красильникова Е. В., Воробьева Н. В. Особенности языковой тревожности и психологических барьеров студентов нелингвистических направлений в процессе изучения английского языка и способы их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81).
  8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  9. Новикова Э. Б., Попова Т. А., Шленская Н. М. Языковой барьер: причины возникновения и пути преодоления // Современные гуманитарные исследования. 2015. № 1 (62).
  10. Ракитина О. В., Трубицына Л. В. Психологическая структура языковой тревожности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3 (120).
  11. Санакоева З. Г. Обзор понятия «языковая тревожность»: определение, классификация, влияние, оказываемое на изучающих иностранный язык // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92).
  12. Сергеева А. В., Чаплыгина О. В. Проблема психологических барьеров при изучении иностранного языка // Концепт. 2019. № 6.
  13. Шаймерденова Г. К. Языковой барьер как одна из главных проблем в изучении иностранного языка // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей: сборник материалов III-й международной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2018.
  14. Шамсутдинова Я. Р. Феномен языковой тревожности в процессе изучения иностранного языка // Матрица научного познания. 2021. № 11-2.
  15. Шамшурова М. Ю., Крестьянинова А. С. Языковой барьер в современном обществе // Наука без границ. 2017. № 11 (16).
  16. Ishag A., Albooni G. An Investigation of Foreign Language Anxiety among Sudanese EFL Students // Journal of Linguistics and Language Teaching. 2020. Vol. 1. Iss. 1.
  17. Rogers C. R., Roethlisberger F. J. Barriers and Gateways to Communication // Harvard Business Review. 1952. July-August.
  18. Selami A., Ozgehan U. The Foreign Language Teaching Anxiety Scale: Preliminary Tests of Validity and Reliability // Journal of Language and Education. 2020. Vol. 2 (22).
  19. Stevanović S., Vasković S. An Investigation into Foreign Language Anxiety (FLA) among Students at the Technical Faculty in Bor // BELLS90 Proceedings: International Conference to Mark the 90th Anniversary of the English Department, Faculty of Philology, University of Belgrade. Belgrade, 2020. Vol. 1. https://doi.org/10.18485/bells90.2020.1.ch22

Информация об авторах

Семёнова Надежда Игоревна

к. техн. н.

Самарский государственный медицинский университет; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 с углублённым изучением химии Василеостровского района Санкт-Петербурга

Якобадзе Джуна Зурабовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 с углублённым изучением химии Василеостровского района Санкт-Петербурга

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 июня 2024.
  • Опубликована: 31 июля 2024.

Ключевые слова

  • языковой барьер
  • языковая тревожность
  • иноязычная коммуникативная компетенция
  • среднее общее образование
  • language barrier
  • language anxiety
  • foreign language communicative competence
  • secondary general education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)