Структура и содержание информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного
Аннотация
Данная публикация представляет собой анализ научных исследований в области информационной культуры педагога, цель которой выявить актуальные направления данных исследований в области формирования информационной культуры различных специалистов, в частности, информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного (РКИ). В статье представлен анализ научных отечественных и зарубежных исследований, затрагивающих вопросы структурной организации информационной культуры педагога; представлена дифференциация характеристик профессиональной деятельности преподавателя РКИ, значимых для формирования информационной культуры специалистов данного профиля. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены и описаны уровни сформированности информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного; определено их содержание. В результате определены содержание и структура феномена «информационная культура преподавателя РКИ», сформулировано авторское определение данного понятия.
Источники
- Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной̆ педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. № 9.
- Бизяева А. А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.
- Бовтенко М. А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дисс. ... д. пед. н. М., 2006.
- Богомолова Л. В. Информационная безопасность: что это такое в современных реалиях // Вестник науки и образования. 2023. № 1 (132)-1.
- Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / под ред. А. Б. Альмуханова и др., 2007.
- Вострецова Е. В. Основы информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.
- Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М.; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М. И. Глинки, 1997. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследовании / науч. ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев.
- Гендина Н. И. Информационная культура и проблемы становления информационного образования // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика: материалы межрегионального научно-практического семинара (г. Кемерово, 24-25 декабря 1997 г.). М.: Рос. институт культурологии; Кемерово: КГИИК, 1998.
- Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек. М.: Литера, 2016.
- Гендина Н. И., Косолапова Е. В., Рябцева Л. Н. Информационная культура личности: 2-е изд.: в 2 ч. М.: Издательство Юрайт, 2022. Ч. 1.
- Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: теория и эксперимент: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: АПН СССР, 1982.
- Данильчук Е. В. Информатизация общества и проблемы формирования информационной культуры личности // Открытое общество и устойчивое развитие: сб. тез. и матер. III Межд. симпозиума. Зеленоград: Изд-во МИДА, 2001. Т. VIII.
- Данильчук Е. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дисс. ... д. пед. н. М., 2003.
- Данильчук Е. В. Модернизация образования в информационном обществе и информационная культура педагога // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. Т. 2. № 4.
- Дьякова Т. А., Дерябина С. А. Роль и место информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного в его профессиональной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 3 (103).
- Дерябина С. А., Дьякова Т. А., Жеребцова Ж. И. Использование информационных технологий как способ интенсификации обучения РКИ в условиях внеязыковой среды // Русский язык за рубежом. 2015. № 22.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997.
- Журавлева Н. А. Языковая среда как обучающий фактор и резерв повышения эффективности краткосрочного обучения русскому языку: дисс. ... к. пед. н. Харьков, 1981.
- Змеёв С. И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: дисс. ... д. пед. н. М., 2000.
- Квитко А. Ю. Информационная культура личности // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Вып. 11.
- Колесникова И. А. Основы андрагогики. М.: Академия, 2007.
- Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования: дисс. ... д. пед. н. Ярославль, 2005.
- Котенко В. В., Гетман Н. А., Котенко Е. Н. Информационная культура преподавателя вуза в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-2.
- Котенко В. В., Сурменко С. Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». www.omsk.edu.
- Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1998.
- Лазарева Л. И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. дисс. … к. пед. Кемерово, 2007.
- Ли Б. Цифровая компетентность как фактор оптимизации обучения студентов КНР русскому языку: дисс. … к. пед. н. М., 2023.
- Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4.
- Маркина Н. В., Ларюшкин С. А., Менщикова И. А. Профессиональная рефлексия педагогов в условиях цифровой трансформации образования: электронное издание. Челябинск: Министерство образования и науки Челябинской области; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» ЧИППКРО, 2021.
- Матушинский Г. У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: дисс. … д. пед. М., 2003.
- Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М.: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009.
- Молчановский В. В. Состав и содержание профессионально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дисс. … д. пед. н. М., 1999.
- Новичков В. Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М., 1997.
- Орехова И. А. Обучающий потенциал русской языковой среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся: дисс. ... д. пед. н. М., 2004.
- Панов В. И. Учреждение дополнительного образования как субъект развивающегося образования // Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
- Педагогическая антропология. Словарь. М.: Каф. педагогики МУ МВД России, 2006.
- Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.
- Сысоева Е. Ю. Основы профессиональной культуры. Самара: Самарский университет, 2016.
- Смольников Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: дисс. ... к. пед. М., 2006.
- Степанова О. А. Развитие информационной культуры студентов вуза на основе культурологического подхода: автореферат дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2007.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
- Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. М.: Образование и Информатика, 2018a.
- Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018b.
- Фокеев В. А., Фокеев В. А. Информация в контексте культуры. Информационная культура. (Основная литература, функционирующая в системе научных коммуникаций // Методология и организация информационно-культурологических исследований. М.: Российская государственная библиотека, 1997. Том Выпуск 6.
- Фокеева Ю. А. Формирование культуры профессионального общения у будущих переводчиков в поликультурной образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 6 (74).
- Харченко Г. И. Понятие и сущность информационной культуры педагога. 2012. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2371&ysclid=lwx6j4e2bl66764103
- Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. Т. 2.
- Ю-Кай Чоу. Геймифицируй это: как стимулировать клиентов к покупке, а сотрудников – к работе. М.: Эксмо, 2022.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
- Adam S. An introduction to learning outcomes. 2006. https://pedagogie-universitaire.blogs.usj.edu.lb/wp-content/blogs.dir/43/files/2013/03/An-introduction-of-learning-outcomes.pdf
- Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N. Y.: Basic Books. 1973.
- Cascante P., Salinas J., Marín V. Use of an institutional personal learning environment to support learning actions in higher education // Novas práticas em informação e conhecimento. 2016. Vol. 5. № 1.
- Castells M. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1989.
- Csikszentmihalyi M., Csikzentmihaly M. Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper & Row, 1990.
- Chiang J. L., Zhang Z. H., Cheng H. C. Supporting Outcome-Based Education Assessment and Evaluation-Educational Technology Solution of a Data Visualization Framework // 2022 IEEE 5th International Conference on Information Systems and Computer Aided Education (ICISCAE). 2022. September.
- Research perspectives in adult education / ed. by D. R. Garrison. Melbourne, Florida: Krieger, 1994.
- Garrison D. R., Anderson T., Archer W. Critical Inquiry in a Text-Based Environment: Computer Conferencing in Higher Education // The Internet and Higher Education. 2000. № 2.
- Patel K., McCarthy M. P. Digital Transformation: The Essentials of E-Business Leadership. 1st ed. N. Y.: McGraw-Hill, 2000.
- Spady W. G. Outcome-Based Education: Critical Issues and Answers. Arlington: American Association of School Administrators, 1994.
- Stello C. M. Herzberg’s two-factor theory of job satisfaction: An integrative literature review: Unpublished paper presented at the 2011 student research conference “Exploring opportunities in research, policy, and practice, University of Minnesota Department of Organizational Leadership, Policy and Development”. Minneapolis, MN, 2011.
- Toffler A. The Third Wave. 1980. https://archive.org/details/TheThirdWave-Toffler/page/n5/mode/2up
- McLuhan M., Powers B. R. The global village: Transformations in world life and media in the 21st century. 1989. https://archive.org/details/globalvillagetra0000mclu
- Masuda Y. The information society as post-industrial society. 1980. https://archive.org/details/informationsocie0000masu
- Moore M.G. On a Theory of Independent Study, Hagen: Fernuniversitat, 1974.
- Moore M. Towards a theory of independent learning and teaching // Journal of Higher Education. 1973. № 44.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 июня 2024.
- Опубликована: 2 августа 2024.
Ключевые слова
- информационная культура педагога
- преподаватель русского языка как иностранного
- профессиональная деятельность преподавателя РКИ
- information culture of a teacher
- teacher of Russian as a foreign language
- professional activity of a teacher of the Russian Language
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»