Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения
Аннотация
Цель исследования – обосновать необходимость организации процесса формирования цифровой компетентности педагога школы на основе научно-методического сопровождения. В статье представлены взгляды современных авторов на ключевые для нашего исследования понятия: «цифровая компетентность», «научно-методическое сопровождение педагога». Предложена и описана модель научно-методического сопровождения процесса формирования цифровой компетентности педагога школы. Изложены этапы работы по внедрению модели, включающие диагностику потребности у педагогов школы в формировании цифровой компетентности, планирование обучения педагогов школы для повышения уровня сформированности цифровой компетентности, организацию процесса сопровождения, диагностику уровня сформированности цифровой компетентности педагогов после прохождения курса повышения квалификации и рефлексию. Научная новизна исследования состоит в разработке модели сопровождения процесса формирования цифровой компетентности педагога школы, основанной на системном подходе, ее уровневых характеристик и компонентов. Модель включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержку педагогов в освоении цифровых технологий и методов их применения в образовательном процессе. Отличительной особенностью модели являются ее гибкость и адаптивность, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого педагога. В результате ожидается, что благодаря разработанной модели возрастет уровень цифровой компетентности педагогов, что в дальнейшем позволит системно внедрить цифровые технологии в образовательный процесс.
Источники
- Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Аналитический центр НАФИ. М.: Изд-во НАФИ, 2019.
- Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1 (40).
- Белова Е. Н., Абрамов А. Н. Модель подготовки учителей к применению цифровых технологий во взаимодействии с обучающимися // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 8-1.
- Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. 2019. № 3.
- Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Турин: Европейский фонд образования, 2019.
- Варзанова М. А. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций: дисс. … к. пед. н. Ярославль, 2020.
- Даутова О. Б., Римкявичене О. А. Модель научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников как инновация // Диалог учительских поколений: точки роста: сборник статей 16 межрегиональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 27 ноября 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021.
- Ильина Н. Ф. Научно-методическое сопровождение процесса непрерывного профессионального развития педагога: сущность феномена и процессуальная модель // Экстернат.РФ. 2021. № 3 (14).
- Коршунова В. В., Шнайдер Ю. В., Китаев В. С. Научно-методическое сопровождение по реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России» // Красноярское образование: вектор развития. 2023. № 1 (6).
- Косенок С. М., Куренкова Т. Н. Цифровая компетентность педагога в условиях формирования цифровой образовательной среды // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 11.
- Ломаско П. С., Симонова А. Л. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 7 (160).
- Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. 2019. № 3.
- Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021.
- Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития Интернет, 2013.
- Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. № 4.
- Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018.
- Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Гейбл. Э., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019.
- Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Концепт. 2021. № 4.
- Ячина Н. П., Фернандез О. Г. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1.
- Zierer K. Putting Learning Before Technology: The Possibilities and Limits of Digitalization. N. Y.: Routledge, 2019.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 июня 2024.
- Опубликована: 2 августа 2024.
Ключевые слова
- цифровая компетентность
- научно-методическое сопровождение
- школьный педагог
- профессиональное развитие педагогов
- наставничество
- digital competency
- scientific and methodological support
- school teacher
- professional development of teachers
- mentorship
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»