Педагогические условия сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе с учетом возможностей цифровой среды
Аннотация
Цель исследования – определить педагогические условия сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе с учетом современных тенденций образовательной системы и актуальных адаптационных барьеров. В статье акцентируется внимание на цифровой трансформации образования, затрагивающей все компоненты образовательной системы вуза, делается вывод, что педагогические условия сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе должны быть ориентированы на потенциал цифровой среды. В решении адаптационных проблем фокус смещается от традиционных барьеров к комплексу проблем, препятствующих успешной адаптации. Научная новизна заключается в обосновании организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий адаптации иностранных студентов в российском вузе в контексте современных требований информационного общества. В результате определены педагогические условия сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе с учетом требований цифровизации и актуальных адаптационных барьеров обучающихся. Педагогическими условиями являются: организационно-педагогические – организация и проведение адаптационных занятий, ориентированных на применение потенциала цифровой среды; психолого-педагогические – вовлечение иностранных студентов в адаптационную деятельность посредством информирования об адаптационных барьерах и формирования качеств личности, способствующих их преодолению; дидактические – создание системы заданий в цифровой среде для проведения адаптационных занятий, содействующих преодолению адаптационных барьеров.
Источники
- Белоглазов А. А., Белоглазова Л. Б., Антонова Н. А., Исаева М. Д. Проблема социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации образования // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 2 (64). https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.64.2.07
- Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена, 2000.
- Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2.
- Гриднева С. В., Авсянкина А. В. Дидактические условия применения электронного учебного курса при коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00047
- Гришина Г. В. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе с помощью метода целенаправленного цифрового чтения // Международный научно-исследовательский журнал. 2024a. № 6 (144). https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.168
- Гришина Г. В. Цифровая среда как фактор адаптации иностранных студентов в российском вузе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2024b. № 4 (91).
- Гузеев М. С., Фасоля А. А. Использование цифровых технологий в деятельности образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2020. № 3.
- Гузикова М. О., Ильтбактина М. Э. Механизмы коммуникативной адаптации иностранных обучающихся в полиязычной среде высшего образования // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXII международной конференции памяти профессора Л. Н. Коган. Екатеринбург, 2019.
- Жданова Н. В., Субботина Т. Ю., Кочеров А. В. Развитие финансовой грамотности как необходимое условие социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 4. https://doi.org/10.14529/ped220408
- Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе. М.: РУСАЙНС, 2022.
- Каппушева М. Ш., Байрамукова А. С., Башкаева О. П. Педагогические условия адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2.
- Ковалев М. М. Образование для цифровой экономики // Цифровая трансформация. 2018. № 1.
- Кошелева Е. Ю. Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации. Томск: РАУШ МБХ, 2011.
- Лобова С. В., Бочаров С. Н., Понькина Е. В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.016
- Лысакова А. Н., Осипова Н. В. Психолого-педагогические условия успешной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу // Человеческий капитал. 2023. № 12-1 (180). https://doi.org/10.25629/HC.2023.12.30
- Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2.
- Мунич Д. О. Адаптационные барьеры иностранных студентов и организационно-педагогические способы их предупреждения // Научные исследования и разработки 2023: гуманитарные и социальные науки: сборник материалов XVIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. М., 2023.
- Налчаджян А. А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1985.
- Прохорова М. П., Лебедева Т. Е., Мартини Г. К. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4.
- Рахмонова Г. Ш., Асадова В. Развитие духовно-нравственных компетенций у студентов // Повышение качества и оптимизация эффективности начального образования: стратегия инновации и передовые опыты обучения: материалы международной научной конференции. Бухара, 2021.
- Сабельникова Н. В., Каширский Д. В. Социально-психологические детерминанты адаптации иностранных студентов к обучению в России. М.: РГГУ, 2021.
- Столбова И. Д., Кочурова Л. В., Опарина Е. А. Адаптация цифровой среды предметной подготовки иностранных студентов в российском вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 1 (45). https://doi.org/10.54509/22203036_2022_1_41
- Тесленко В. И., Прокопьева Н. В. Организационно-дидактические условия воспитания мировоззренческой активности будущего учителя физики в процессе обучения // Физическое образование в ВУЗах. 2020. Т. 26. № 3.
- Тихонова З. А., Фахрутдинова Г. Ж. Актуализация проблемы развития самообразовательной компетентности старшеклассников в условиях цифровизации // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей и докладов XIV всероссийской научно-практической конференции c международным участием / отв. ред. Т. Н. Шурухина, Е. В. Глухих. Владивосток, 2021.
- Толстякова М. Н., Макарова М. Ф. Педагогические условия адаптации студентов – будущих технологов деревообработки к практико-ориентированной деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А.
- Торотоева А. М. Цифровизация общества: проблемы реализации и новые возможности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2021. № 1.
- Устин П. Н., Санаев А. К. Исследование факторов психологической адаптации студентов-иностранцев из стран Средней Азии на этапе довузовской подготовки в российских вузах // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4.
- Шамионов Р. М. Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24. № 2. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-211-218
- Шмелёва Н. Г., Сулейманова Ф. М., Синдикова Г. М., Косцова С. А. Педагогические условия формирования логического мышления // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00509
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 13 июля 2024.
- Опубликована: 20 августа 2024.
Ключевые слова
- адаптация иностранных студентов
- педагогическое сопровождение
- педагогические условия адаптации
- цифровая трансформация образования
- адаптационные барьеры
- adaptation of international students
- pedagogical support
- pedagogical conditions for adaptation
- digital transformation of education
- adaptation barriers
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»