• Научная статья
  • 28 августа 2024
  • Открытый доступ

Обучение русскому языку как иностранному на продвинутом этапе (на примере темы «Демография»)

Аннотация

В статье описываются особенности изучения темы «Демография» на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному. Цель исследования – выявление способов эффективной организации учебного занятия с использованием разнообразных методических приемов. Научная новизна состоит в предложенных методических решениях изучения темы «Демография» на продвинутом этапе. В результате исследования создан ряд упражнений разных типов: лексические, ориентированные на запоминание новых слов по изучаемой теме; текстовые, помогающие усвоить готовые текстовые модели и речевые образцы, актуализировать изучаемую лексику, вывести обучающихся на новый лексический уровень; упражнения по работе с социальным видеороликом «Наши особенности – наше наследие». Методическая ценность предложенных в статье упражнений заключается в их способности оказать воздействие на эмоциональный интеллект обучающихся с целью закрепления положительных эмоций от изучения языка, формирования гуманистических ценностных установок, создания положительного имиджа России, демонстрации того, как изучаемая социальная проблема объективируется в сознании современного русского общества. Предложенные методические решения помогут повысить мотивацию обучающихся и эффективно организовать учебное занятие.

Источники

  1. Беляева Е. В., Мартьянова Н. А., Жигаева А. А. Адаптация учебных материалов по страноведению России для иностранных студентов к современным условиям: синтез клипового и понятийного мышления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 5.
  2. Дмитриева Д. Д. Использование учебного текста при обучении всем аспектам русского языка как иностранного // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33).
  3. Иванова Т. А., Попова Т. И., Рогова К. А., Юркова Е. Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М. – СПб.: Златоуст, 1999.
  4. Колесников Д. Е., Саблина М. А., Богданова Н. В. «Метод дублирования» в обучении иностранному языку с использованием видеоматериалов // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 2.
  5. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под ред. Н. П. Андрюшиной. Изд-е 3-е. СПб.: Златоуст, 2011.
  6. Лойберг Ф. Л. К вопросу о подготовке иностранных студентов к ТРКИ-2 // Эпоха науки. 2018. № 14.
  7. Мальцева Н. Н. Социокультурные функции современного образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 3.
  8. Самчик Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному: практический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28).
  9. Сафонова В. В. Социокультурные аспекты экспертного анализа качества иноязычной учебной литературы // Евразийский форум. Научный журнал. 2012. № 1 (4).
  10. Трубчанинова М. Е., Вязовская В. В. Требования к уровню владения русским языком русистами – выпускниками китайских вузов в сопоставлении с системой ТРКИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9-2 (75).

Информация об авторах

Непомнящих Екатерина Александровна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2024.
  • Опубликована: 28 августа 2024.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • продвинутый этап обучения
  • уровень В2
  • демография
  • демографические проблемы
  • Russian as a foreign language
  • advanced stage of learning
  • B2 language proficiency level
  • demography
  • demographic problems

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)