• Научная статья
  • 29 августа 2024
  • Открытый доступ

Интерпретационная деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы в 11 классе как основа подготовки к государственной итоговой аттестации (итоговое сочинение)

Аннотация

Цель исследования – определение эффективных методов и форм интерпретационной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, направленных на достижение предметных, метапредметных результатов в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в 11 классе. В статье рассматривается одна из ключевых методических проблем современного образовательного пространства – организация работы с текстом выпускников на уроках русского языка и литературы в контексте подготовки к итоговому сочинению. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлена коммуникативно-когнитивная методика работы с текстом на уроках русского языка и литературы в старшей школе в условиях подготовки обучающихся к итоговому сочинению. В результате определены этапы работы с текстом, описаны методы и приемы интерпретационной деятельности учащихся, систематизированы вопросы и задания, способствующие организации диалогового пространства урока, пониманию текста, помогающие актуализировать аналитическую работу на уроке, активизирующие генерирование собственных текстов на основе использования когнитивных методов обучения, а также обеспечивающие реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в области достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации.

Источники

  1. Андреева О. С. Обучение учащихся текстовой деятельности в условиях билингвального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3.
  2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2007.
  3. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Российские словари, 2000. Т. 5. Проблема текста; Проблема речевых жанров; 1961. Заметки, комментарии.
  5. Безменова Л. А. Обучение учащихся основной школы текстообразованию на ассоциативной основе в процессе преподавания русского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2012.
  6. Березина Л. Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку: автореф. дисс. … к. пед. н. Ярославль, 2015.
  7. Вискова И. В. Коммуникативно-деятельностный подход и системно-деятельностный подход как современные методические направления в обучении русскому языку в школе // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. 2015. № 4 (13).
  8. Воителева Т. М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5-9 классов на уроках русского языка: дисс. … д. пед. н. М., 2000.
  9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Директ-Медиа, 2014.
  10. Дресвянина С. Д. Обучение старшеклассников сочинению-эссе на уроках русского языка на основе коммуникативно-деятельностного подхода: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2018.
  11. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  12. Зайцева С. Е. Коммуникативность как главная черта современного урока иностранного языка // Концепт. 2016. Т. 15.
  13. Зайцева Т. А. К вопросу о понятии «интерпретация» в методике преподавания литературы // Флагман науки. 2023. № 5 (5).
  14. Ивановская О. Г. Педагогика текста и психолингвистика. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015.
  15. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта; Наука, 1998.
  16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красанд, 2010.
  17. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  18. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. М.: Флинта; Наука, 2017.
  19. Никитина Е. С. Смысловой анализ текста: психосемиотический подход. М.: ЛЕНАНД, 2016.
  20. Олесова А. П., Бурцева Д. Р. Формирование коммуникативных умений обучающихся с использованием видеоматериалов на уроках русского языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 3.
  21. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978.
  22. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. Изд-е 2-е, стер. М.: КНОРУС, 2011.
  23. Ухова Л. В., Аниськина Н. В. Читательская грамотность участников образовательного процесса: проблемы, пути решения, перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131).
  24. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Интерпретация текста в процессе чтения как метод формирования общекультурной компетенции // Русский язык в школе. 2015. № 12 (2015).
  25. Хуторской А. В. Дидактика. М.: Эйдос, 2023.

Информация об авторах

Андреева Ольга Сергеевна

к. филол. н.

Институт развития образования, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2024.
  • Опубликована: 29 августа 2024.

Ключевые слова

  • подготовка к государственной итоговой аттестации в 11 классе
  • итоговое сочинение
  • коммуникативно-когнитивная методика работы с текстом
  • интерпретационная деятельность обучающихся старшей школы
  • этапы работы с текстом
  • письменный комментарий к тексту
  • preparation for the state final certification in the 11th grade
  • final essay
  • communicative-cognitive approach to text work
  • interpretive activity of high school students
  • stages of text work
  • written commentary on the text

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)