• Научная статья
  • 2 сентября 2024
  • Открытый доступ

Дидактические основы модификации аспекта «домашнее чтение» с применением мобильных технологий в профессиональном образовании (на материале обучения французскому языку студентов неязыковых специальностей)

Аннотация

Цель исследования заключается в описании дидактического потенциала применения новых мобильных и интернет-технологий при обучении аспекту «домашнее чтение» для формирования лексико-грамматической и лингвокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей при обучении первому и второму иностранному языку на примере использования приложения StoryGraph. В статье рассматриваются возможности применения новых мобильных и интернет-технологий для контроля автономной работы студентов в рамках применения метода чтения аутентичной или учебной иноязычной литературы в формате самостоятельной работы. В рамках данного исследования авторами было проведено сравнение эффективности использования различных подходов и технологий (традиционного с постконтролем прочитанного в формате классической или электронной книги и нового – с применением мобильных или интернет-приложений для онлайн-контроля освоения студентами текстового материала с включением аудиторного постконтроля) в обучении французскому языку (аспект «домашнее чтение») с применением различных методов контроля (метод контрольных упражнений, метод устного контроля освоения текстового материала, метод сочинений и проектов по прочитанному материалу, метод направленной дискуссии, метод итогового контроля – для всех групп студентов, метод количественного контроля показателей техники чтения – для студентов экспериментальной группы с применением дистанционных технологий). Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые разработана и апробирована методика применения современных мобильных и интернет-технологий для реализации аспекта домашнего чтения на иностранном языке и различных форм контроля освоения прочитанного (традиционных – в формате текущего и итогового контроля в аудиторном устном и письменном форматах и новаторских – в формате непрерывного количественного контроля показателей студентов посредством сбора статистики чтения мобильных и онлайн-приложений) на основе анализа работы с франкоязычными аутентичными и учебными текстами. В результате исследования установлено, что новые мобильные и интернет-приложения могут автоматизировать процесс контроля освоения материала обучающимися, а также создать новую мотивационную систему, основанную на интерактивизации и геймификации процесса освоения аспекта «домашнее чтение». Отметим, что модификация процесса освоения аспекта домашнего чтения позволяет увеличить автономность изучения обучающимися иноязычных текстов, а также развить их лексико-грамматическую и лингвокультурную компетенцию посредством самостоятельной работы с такими текстами.

Источники

  1. Анисимов В. Е., Борисова А. С., Соловьева Ю. С. Кинофильм как инструмент формирования российского культурно-языкового пространства в полиэтническом классе // Сборник материалов Второго Всероссийского научно-практического семинара для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся (г. Москва, 14 марта 2019 г.) / под общ. ред. Т. М. Балыхиной. М.: Российский университет дружбы народов, 2019.
  2. Беляева И. Г., Самородова Е. А., Огородов М. К. Возможности применения электронных генераторов идей и учебных листов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2021а. № 6.
  3. Беляева И. Г., Самородова Е. А., Огородов М. К. Творческие задания, формирующие, развивающие и закрепляющие языковые и коммуникативные навыки на уроках иностранного языка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021b. № 5-3. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.05-3.03
  4. Бородина М. А., Апанасюк Л. А. Дидактическая составляющая визуально-мультимедийного обучения иностранным языкам в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. 2024. № 2. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2024-2-56-63
  5. Бородина М. А., Апанасюк Л. А. Использование аутентичных материалов при обучении английскому языку // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2023. Т. 22. № 2 (167).
  6. Гулина Н. В. Современные образовательные технологии и методики в преподавании английского языка // Мировая наука. 2023. № 2 (71).
  7. Денисова Г. И., Маскинскова И. А. Организация домашнего чтения по роману Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» в обучении немецкому языку будущих бакалавров лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71).
  8. Константинова Н. А. Домашнее чтение как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении немецкого языка // СибСкрипт. 2013. № 2 (54).
  9. Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Новый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-16
  10. Морозова О. А., Илаева Р. А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2.
  11. Морозова О. А., Шарапова Л. Р. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // StudNet. 2022. Т. 5. № 5.
  12. Прожога А. В., Волкова С. А. Домашнее чтение как залог успешной коммуникации носителей другой культуры (на примере иностранных студентов МГУ им. Н. П. Огарева) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175).
  13. Степашкина О. И., Стрельников К. А. Интернет-мемы в иноязычном образовании // Казанский лингвистический журнал. 2022. Т. 5. № 4. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.4.475-486
  14. Шумилин В. П., Шумилина Н. Г. Использование интернет-технологии в образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 1 (82).
  15. Anisimov V. E. Formation of Innovative Personality Traits in the Course of Teaching English // 2023 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH) (Vienna, Austria, 16-18 October 2023). N. Y.: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023. https://doi.org/10.1109/EMCTECH58502.2023.10297002
  16. Litwinowa M., Gasanbekov S., Lawrencenko S., Shtukareva E., Borodina M., Golubeva T. Improving the Stylistic and Grammar Skills of Future Translators, depending on the Use of Electronic Editors and Methods of Working with the Text in the Translation Process // Revista Conrado. 2022. Vol. 18. No. 86.
  17. Samorodova E. A., Bakaeva S. A., Zakirova E. S. Technology and Creativity in Teaching: Audiovisual Translation as a Profession and Method in Multilingual World // Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future (St. Petersburg, Russia, 24-26 November 2023). St. Petersburg – Cham: Springer, 2023. https://doi.org/10.1007/978-3-031-26783-3_37

Информация об авторах

Анисимов Владислав Евгеньевич

к. филол. н

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Анисимова Екатерина Дмитриевна

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

Огородов Михаил Константинович

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2024.
  • Опубликована: 2 сентября 2024.

Ключевые слова

  • методика преподавания иностранных языков
  • французский язык
  • домашнее чтение
  • аутентичные тексты
  • мобильные приложения
  • foreign language teaching methodology
  • French language
  • home reading
  • authentic texts
  • mobile applications

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)