• Научная статья
  • 11 сентября 2024
  • Открытый доступ

Методические основы обучения студентов использованию концепта WEATHER в процессе иноязычной коммуникации (на примере языкового вуза)

Аннотация

Представленная работа посвящена включению в процесс иноязычной подготовки студентов языковых специальностей знаний и навыков оперирования концептами. В данной статье приводится определение понятия «концепт», рассматривается лингвокультурный концепт WEATHER (ПОГОДА), отражающий национальную специфику англичан, играющий огромную роль в жизни людей и являющийся частью национально-культурного компонента общения. Целью исследования является теоретическое обоснование включения концептов в процесс языковой подготовки студентов языковых специальностей (на примере англоязычного лингвокультурного концепта WEATHER). Научная новизна исследования состоит в доказательстве необходимости использования концептов при подготовке студентов к адекватному ведению межкультурной коммуникации и в разработке этапов работы по ознакомлению студентов языковых специальностей с концептами на занятиях по практике иностранного языка. В результате исследования было разработано и описано 4 этапа практической работы с концептами на занятиях по иностранному языку со студентами языковых специальностей на примере концепта WEATHER, показано значение концепта в лингводидактике в связи с возможностью его использования для приобщения к иноязычной культуре и формирования толерантного отношения к культурным различиям через понимание культурных особенностей и их языковой экспликации.

Источники

  1. Алексашина И. Ю., Киселев Ю. П., Шерстолюбова И. А. Концепт как интегратор содержания образования в условиях его цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1.
  2. Бадмаева Т. И. Концепт «вода» в английской лингвокультуре: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2006.
  3. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 2.
  4. Гальскова Н. Д. Эволюция целевой направленности учебного предмета «иностранный язык» // Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в РФ (г. Москва, 22 сентября 2023 г.). М.: Государственный университет просвещения, 2024.
  5. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний: монография. М.: Народное образование, 2005.
  6. Карасик В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода // Известия Волгоградского государственного университета. 2009. № 10.
  7. Кожуховская Ю. В., Муслимова В. Т. Когнитивное содержание фрейма «приватность» в английской языковой картине мира // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 2.
  8. Лазарева М. А. Сопоставительный анализ метеорологической лексики английского и русского языков: дисс. … к. филол. н. М., 2000.
  9. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. 1993. № 1.
  10. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 4.
  11. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3.
  12. Пантелеева М. В., Валеева Р. А. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного взаимодействия (на материале американских исследований) // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (4).
  13. Перфильева Н. Ю. Специфика вербализации концепта «Погода» средствами русского и английского языков: дисс. … к. филол. н. Тверь, 2008.
  14. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2010.
  15. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.
  16. Попова Т. А. Особенности концепта «Weather» в английской лингвокультуре: опыт лексико-семантического и концептуального анализа // Филоlogos. 2015. № 4.
  17. Савельева И. Ф. Концепт как универсальная единица формирования знаний в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102.
  18. Самошкина Я. С. Формирование межкультурной компетентности студентов в контексте образования для устойчивого развития: дисс. … к. пед. н. Улан-Удэ, 2022.
  19. Тарнаева Л. П. Теория концепта в свете лингводидактических проблем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7.
  20. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
  21. Трусова А. Ю., Птушко С. В. К вопросу о некоторых лингвистических средствах выражения концепта «Weather» в современном английском языке // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2017. № 37.
  22. Филиппова О. А. Межкультурная компетентность в аспекте иноязычного образования // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 4 (24).
  23. Фурманова В. П., Ферстяев А. И. Развитие межкультурной компетенции студентов-бакалавров на основе концептуальной модели // Язык и культура. 2018. № 42.
  24. Хусяинова Ю. Н. Методика формирования эмотивной компетенции у студентов бакалавриата в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: дисс. … к. пед. н. СПб., 2017.
  25. Шерстобитова И. А. Концепт в методике преподавания русского как иностранного // Педагогическое образование в России. 2016. № 11.
  26. Fox K. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. Boston – L.: Nicholas Brealey Publishing, 2008.

Информация об авторах

Фатуева Юлия Наилевна

к. пед. н.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 августа 2024.
  • Опубликована: 11 сентября 2024.

Ключевые слова

  • концепт WEATHER
  • студенты языковых специальностей
  • обучение иностранному языку
  • WEATHER concept
  • students specializing in languages
  • foreign language learning

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)