Методические основы обучения студентов использованию концепта WEATHER в процессе иноязычной коммуникации (на примере языкового вуза)
Аннотация
Представленная работа посвящена включению в процесс иноязычной подготовки студентов языковых специальностей знаний и навыков оперирования концептами. В данной статье приводится определение понятия «концепт», рассматривается лингвокультурный концепт WEATHER (ПОГОДА), отражающий национальную специфику англичан, играющий огромную роль в жизни людей и являющийся частью национально-культурного компонента общения. Целью исследования является теоретическое обоснование включения концептов в процесс языковой подготовки студентов языковых специальностей (на примере англоязычного лингвокультурного концепта WEATHER). Научная новизна исследования состоит в доказательстве необходимости использования концептов при подготовке студентов к адекватному ведению межкультурной коммуникации и в разработке этапов работы по ознакомлению студентов языковых специальностей с концептами на занятиях по практике иностранного языка. В результате исследования было разработано и описано 4 этапа практической работы с концептами на занятиях по иностранному языку со студентами языковых специальностей на примере концепта WEATHER, показано значение концепта в лингводидактике в связи с возможностью его использования для приобщения к иноязычной культуре и формирования толерантного отношения к культурным различиям через понимание культурных особенностей и их языковой экспликации.
Источники
- Алексашина И. Ю., Киселев Ю. П., Шерстолюбова И. А. Концепт как интегратор содержания образования в условиях его цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1.
- Бадмаева Т. И. Концепт «вода» в английской лингвокультуре: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2006.
- Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 2.
- Гальскова Н. Д. Эволюция целевой направленности учебного предмета «иностранный язык» // Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в РФ (г. Москва, 22 сентября 2023 г.). М.: Государственный университет просвещения, 2024.
- Гурина Р. В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний: монография. М.: Народное образование, 2005.
- Карасик В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода // Известия Волгоградского государственного университета. 2009. № 10.
- Кожуховская Ю. В., Муслимова В. Т. Когнитивное содержание фрейма «приватность» в английской языковой картине мира // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 2.
- Лазарева М. А. Сопоставительный анализ метеорологической лексики английского и русского языков: дисс. … к. филол. н. М., 2000.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. 1993. № 1.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 4.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3.
- Пантелеева М. В., Валеева Р. А. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного взаимодействия (на материале американских исследований) // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (4).
- Перфильева Н. Ю. Специфика вербализации концепта «Погода» средствами русского и английского языков: дисс. … к. филол. н. Тверь, 2008.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2010.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.
- Попова Т. А. Особенности концепта «Weather» в английской лингвокультуре: опыт лексико-семантического и концептуального анализа // Филоlogos. 2015. № 4.
- Савельева И. Ф. Концепт как универсальная единица формирования знаний в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102.
- Самошкина Я. С. Формирование межкультурной компетентности студентов в контексте образования для устойчивого развития: дисс. … к. пед. н. Улан-Удэ, 2022.
- Тарнаева Л. П. Теория концепта в свете лингводидактических проблем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
- Трусова А. Ю., Птушко С. В. К вопросу о некоторых лингвистических средствах выражения концепта «Weather» в современном английском языке // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2017. № 37.
- Филиппова О. А. Межкультурная компетентность в аспекте иноязычного образования // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 4 (24).
- Фурманова В. П., Ферстяев А. И. Развитие межкультурной компетенции студентов-бакалавров на основе концептуальной модели // Язык и культура. 2018. № 42.
- Хусяинова Ю. Н. Методика формирования эмотивной компетенции у студентов бакалавриата в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: дисс. … к. пед. н. СПб., 2017.
- Шерстобитова И. А. Концепт в методике преподавания русского как иностранного // Педагогическое образование в России. 2016. № 11.
- Fox K. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. Boston – L.: Nicholas Brealey Publishing, 2008.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 августа 2024.
- Опубликована: 11 сентября 2024.
Ключевые слова
- концепт WEATHER
- студенты языковых специальностей
- обучение иностранному языку
- WEATHER concept
- students specializing in languages
- foreign language learning
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»