Виртуальная профессиональная проба в сфере беспилотных авиационных систем
Аннотация
Цель исследования – теоретическое описание методического сопровождения организации виртуальной профессиональной пробы «Оператор беспилотных авиационных систем» (далее – БАС). В статье представлены понятия виртуальной профессиональной пробы, виртуального профориентационного симулятора, уточнены отличительные особенности виртуальной профессиональной пробы в сравнении с традиционной. Кроме того, выявлены задачи, которые необходимо решить в процессе организации виртуальной профессиональной пробы для достижения максимально эффективных результатов. В соответствии с данными задачами определены требования к реализации приложения виртуальной реальности, выступающего в качестве виртуальной профессиональной пробы для целевой аудитории взрослых обучающихся (профильные специалисты и педагоги, которые их будут обучать), при этом профессиональная проба не ограничивает свое использование, то есть она может быть применена для обучающихся старших классов средней школы или для студентов среднего профессионального образования и вузов. В статье также представлена программа виртуальной профессиональной пробы и ее описание. В работе раскрывается возможность организации профессиональной пробы для подготовки специалистов по управлению БАС с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а именно виртуальной реальности. Научная новизна исследования заключается в разработке программы виртуальной профессиональной пробы «Оператор БАС» с раскрытием ее методологии (учебно-тематический план и описание заданий). В результате исследования было установлено, что основная специфика реализации виртуальной профессиональной пробы «Оператор БАС» заключается в последовательной и систематической организации теоретических и практических занятий, которые направлены на формирование теоретических базовых знаний и практических умений и навыков обучающихся по использованию технологий виртуальной реальности для имитации управления беспилотным летательным аппаратом, а именно гражданским дроном.
Источники
- Декина Е. В., Шалагинова К. С. Особенности организации профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49).
- Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3.
- Ерохина С. А., Лебедева Е. В. Цифровой ориентир как возможность применения VR-технологий в профориентации молодежи // Психология профессионального становления: сборник материалов всероссийского научно-практического форума (г. Екатеринбург, 2-5 октября 2023 г.) / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2024.
- Зинченко Ю. П., Меньшикова Г. Я., Баяковский Ю. М., Черноризов А. М., Войскунский А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Компьютерные и информационные технологии: национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3).
- Игнатьев В. И., Владимирова Т. В., Степанова А. Н. Социальная система как информационное взаимодействие: коллективная монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009.
- Килина И. А., Рылова Н. Т., Вершинин И. Ю., Белов В. Ф. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях: метод. рекомендации / под общ. ред. Е. Л. Рудневой. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИПТО», 2016.
- Николаев А. Б., Лопота A. B. Современные тенденции развития роботизированных комплексов. Беспилотные летательные аппараты. СПб.: Государственный научный центр Российской Федерации «ЦНИИ робототехники и технической кибернетики», 2016.
- Пиценко Н. В. Виртуальные профессиональные пробы как значимая составляющая профессионального самоопределения // Виртуальные мастерские – технология умножения профессионально-познавательных возможностей обучающихся СПО: сборник материалов всероссийского научно-практического форума (г. Екатеринбург, 31 марта 2021 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2021.
- Росляков Е. М., Алешичев С. Е., Литвинова Н. Б., Тупицин Е. Ю. Опыт применения в учебном процессе виртуальных тренажеров на основе flash-технологии // Военный инженер. 2021. № 2 (20).
- Синяткин Д. А., Божков А. Ю., Горчаков М. А. Создание многофункциональных беспилотных летательных аппаратов: пути решения проблемных вопросов // Военная мысль. 2018. № 10.
- Шатина Т. В. Профессиональная проба – путь в профессию: методическое пособие по разработке программ практических мероприятий (профессиональных проб) для организации профориентационной работы с обучающимися / сост.: Т. В. Шатина, Н. Н. Малова, Т. Ю. Морозова. Саранск: ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2022.
- Юсупова Ф. Э., Солижонова М. О. Симуляторы в образовательном процессе // Вопросы науки и образования. 2018. № 10 (22).
Финансирование
Статья написана при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки (номер темы OTGE-2024-0022).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 августа 2024.
- Опубликована: 26 сентября 2024.
Ключевые слова
- цифровизация профориентации
- профессиональная проба
- виртуальная профессиональная проба
- виртуальная реальность
- оператор беспилотных авиационных систем
- управление беспилотными авиационными системами
- технологии виртуальной реальности
- digitalization of career guidance
- professional trial
- virtual professional trial
- virtual reality
- operator of unmanned aerial systems
- unmanned aerial systems control
- virtual reality technologies
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»