• Научная статья
  • 27 сентября 2024
  • Открытый доступ

Научно-методические аспекты экологического образования школьников (на примере системы дополнительного экологического образования)

Аннотация

Целью исследования выступает поиск проблемных аспектов реализации задач экологического образования школьников в современных условиях. В статье рассматриваются основания школьного экологического образования в широком смысле: от эколого-гуманистической аксиологии, которую необходимо освоить каждому школьнику для формирования индивидуальной экологической культуры, до проблемы совершенствования научно-методических условий экологического воспитания в практике педагогического процесса. Научная новизна исследования заключается в попытке конкретизации цели экологического образования школьников – формирования экологической культуры – через критериальную систему понятия «экологическая функциональная грамотность». В качестве примера для реализации педагогических условий в практике экологического воспитания школьников в работе рассматривается система дополнительного экологического образования. Результатом исследования выступает определение гуманистической сущности экологического образования, обоснование взаимосвязи содержания понятий «экологическая функциональная грамотность» и «экологическая культура личности», определение основных направлений совершенствования дополнительного экологического образования школьников.

Источники

  1. Алексеев С. В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. T. 1. № 1.
  2. Алексеев С. В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития – через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021. T. 2. № 1.
  3. Аргунова М. В., Моргун Д. В. Аксиологические и методологические основания экологического образования для устойчивого развития как метапредметного направления образования // Наука и школа. 2017. № 6.
  4. Глазачев С. Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». 2013. № 1.
  5. Глазачев С. Н., Анисимов О. С., Гришаева Ю. М., Шумилов Ю. В. Образование и культура мышления: актуальный методологический дискурс // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.1
  6. Глазачев С. Н., Глазачев О. С. Экологический взгляд на мир // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2018. № 1.
  7. Гришаева Ю. М., Гагарин А. В., Камалова Г. И. Идеи устойчивого развития цивилизации в контексте современного экологического образования: описательный обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped210110
  8. Гришаева Ю. М., Ткачева З. Н., Митрофанова Т. Л. О проблеме экокультурной идентичности личности в цифровом образовании // География: развитие науки и образования: коллективная монография по материалам всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В. Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П. В. Гуревича, 90-летию со дня рождения В. С. Жекулина (г. Санкт-Петербург, 18-21 апреля 2019 г.): в 2 т. СПб.: Астерион, 2019. Т. 1.
  9. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.6692
  10. Корякина Н. И., Кириллов П. Н. Экологическое образование в цифровую эпоху // Непрерывное образование. 2022. № 3 (41).
  11. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева Л. С. Шмульская. Красноярск: Литера-принт, 2021.
  12. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.23.179

Информация об авторах

Гришаева Юлия Михайловна

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Теремов Александр Валентинович

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Гончаров Михаил Анатольевич

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Аргунова Марина Вячеславовна

д. пед. н., проф.

Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 августа 2024.
  • Опубликована: 27 сентября 2024.

Ключевые слова

  • экологическое образование школьников
  • экологическая культура
  • экологическая функциональная грамотность
  • дополнительное экологическое образование
  • эколого-гуманистическая аксиология
  • ecological education of schoolchildren
  • ecological culture
  • ecological functional literacy
  • additional ecological education
  • ecological and humanistic axiology

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)