Научно-методические аспекты экологического образования школьников (на примере системы дополнительного экологического образования)
Аннотация
Целью исследования выступает поиск проблемных аспектов реализации задач экологического образования школьников в современных условиях. В статье рассматриваются основания школьного экологического образования в широком смысле: от эколого-гуманистической аксиологии, которую необходимо освоить каждому школьнику для формирования индивидуальной экологической культуры, до проблемы совершенствования научно-методических условий экологического воспитания в практике педагогического процесса. Научная новизна исследования заключается в попытке конкретизации цели экологического образования школьников – формирования экологической культуры – через критериальную систему понятия «экологическая функциональная грамотность». В качестве примера для реализации педагогических условий в практике экологического воспитания школьников в работе рассматривается система дополнительного экологического образования. Результатом исследования выступает определение гуманистической сущности экологического образования, обоснование взаимосвязи содержания понятий «экологическая функциональная грамотность» и «экологическая культура личности», определение основных направлений совершенствования дополнительного экологического образования школьников.
Источники
- Алексеев С. В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. T. 1. № 1.
- Алексеев С. В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития – через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021. T. 2. № 1.
- Аргунова М. В., Моргун Д. В. Аксиологические и методологические основания экологического образования для устойчивого развития как метапредметного направления образования // Наука и школа. 2017. № 6.
- Глазачев С. Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». 2013. № 1.
- Глазачев С. Н., Анисимов О. С., Гришаева Ю. М., Шумилов Ю. В. Образование и культура мышления: актуальный методологический дискурс // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.1
- Глазачев С. Н., Глазачев О. С. Экологический взгляд на мир // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2018. № 1.
- Гришаева Ю. М., Гагарин А. В., Камалова Г. И. Идеи устойчивого развития цивилизации в контексте современного экологического образования: описательный обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped210110
- Гришаева Ю. М., Ткачева З. Н., Митрофанова Т. Л. О проблеме экокультурной идентичности личности в цифровом образовании // География: развитие науки и образования: коллективная монография по материалам всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В. Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П. В. Гуревича, 90-летию со дня рождения В. С. Жекулина (г. Санкт-Петербург, 18-21 апреля 2019 г.): в 2 т. СПб.: Астерион, 2019. Т. 1.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.6692
- Корякина Н. И., Кириллов П. Н. Экологическое образование в цифровую эпоху // Непрерывное образование. 2022. № 3 (41).
- Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева Л. С. Шмульская. Красноярск: Литера-принт, 2021.
- Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.23.179
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 августа 2024.
- Опубликована: 27 сентября 2024.
Ключевые слова
- экологическое образование школьников
- экологическая культура
- экологическая функциональная грамотность
- дополнительное экологическое образование
- эколого-гуманистическая аксиология
- ecological education of schoolchildren
- ecological culture
- ecological functional literacy
- additional ecological education
- ecological and humanistic axiology
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»