• Научная статья
  • 25 октября 2024
  • Открытый доступ

Компетенция построения социального пространства отношений дошкольников в системе обеспечения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе

Аннотация

Цель исследования – на основе определения содержания и структуры компетенции построения социального пространства отношений дошкольников выявить особенности ее формирования в системе обеспечения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе. В статье анализируется проблема качества профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. Научная новизна исследования состоит в описании и характеристике компетенции построения социального пространства отношений дошкольников у будущих педагогов, определении ее структуры и содержания, дефиниции компонентов компетенции, представлении особенностей ее формирования в образовательном процессе вуза с учетом требований государственных образовательных стандартов. Формирование компетенции осуществляется посредством инновационных форм, средств, методов и технологий. В результате исследования установлено, что компетенция построения социального пространства отношений дошкольников включает наличие у будущих педагогов профессионально-личностных качеств, определяющих их готовность к будущей профессиональной деятельности, в структуру которой включены мотивационный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный компоненты. Обосновано содержание данных компонентов. Выявлены особенности формирования компетенции в системе обеспечения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

Источники

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт; НПО «МОДЭК», 2000.
  2. Батракова И. С., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Гогоберидзе А. Г., Дроботенко Ю. Б., Лаптев В. В., Макарова Н. С., Писарева С. А., Тряпицына А. П., Чекалева Н. В. Университетское образование педагога: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
  3. Белкина В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное пособие. М.: Юрайт, 2023.
  4. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.
  5. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А. Терминологическая компетентность педагога: монография. М.: Русайнс, 2019.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005.
  7. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров. СПб.: Питер, 2022.
  8. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; НПО «Модек», 2004.
  9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: учеб. пособие. Мн.: Университетское, 1993.
  10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.
  11. Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. Мн.: Вышэйшая шк., 2009.
  12. Краковская М. С. К вопросу формирования у будущих педагогов компетенции построения социального пространства отношений дошкольников // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 3.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник. М.: Академия, 2019.
  14. Мычко Е. И., Краковская М. С. Модернизация процесса профессиональной подготовки педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43).
  15. Рудинский И. Д. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход: монография. М.: Горячая линия – Телеком, 2019.
  16. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1997.
  17. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Педагогика высшей школы. 2017. № 12.
  18. Хуторской А. В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2022.
  19. Cole M., Cole S. R., Lightfoot C. The Development of Children. 5th ed. N. Y.: Worth Publishers, 2005.
  20. Lloyd R. J.Interactive Flow in Exercise Pedagogy. Burnaby: Simon Fraser University, 2004.

Информация об авторах

Краковская Марина Сергеевна

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; Педагогический колледж, г. Калининград; г. Черняховск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 сентября 2024.
  • Опубликована: 25 октября 2024.

Ключевые слова

  • компетенция построения социального пространства отношений дошкольников
  • социальное пространство отношений дошкольников
  • будущие педагоги
  • формирование компетенции
  • качество профессиональной подготовки
  • высшее педагогическое образование
  • competence of constructing a social space of preschoolers’ relationships
  • social space of preschoolers’ relationships
  • future educators
  • competence formation
  • quality of professional training
  • higher pedagogical education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)