• Научная статья
  • 30 октября 2024
  • Открытый доступ

Эффективная практика организации работы службы медиации как инструмент улучшения школьного климата

Аннотация

Цель исследования – разработать механизм взаимодействия школьной службы медиации и Первичного отделения «Движения Первых» в рамках работы образовательной организации для использования в качестве одного из инструментов улучшения школьного климата. В статье приведено подробное описание реализации данной практики в рамках работы МОУ «СОШ № 67» г. Магнитогорска в течение 2023-2024 учебного года. В исследовании раскрывается понятие «школьный климат», прослеживается его взаимосвязь с процедурой оценки качества образования. Научная новизна исследования заключается в том, что практика внедрения в работу образовательной организации механизма взаимодействия внутренних служб и детских общественных объединений (в частности, Первичного отделения «Движения Первых») является экспериментальной и требует доказательства эффективности. В рамках статьи выдвигается предположение о том, что введение описанного механизма позволит улучшить школьный климат внутри организации. На основании данной гипотезы проведен эксперимент и выявлены его результаты. Для диагностики уровня развития школьного климата были разработаны критерии и показатели сформированности благоприятного школьного климата, на основании которых было проведено исследование в феврале 2023 г. и январе 2024 г. Результаты диагностики приведены в качестве подтверждения эффективности предлагаемой практики. В результате исследования заключено, что реализация механизма взаимодействия школьной службы медиации и Первичного отделения «Движения Первых» является эффективной практикой, которую можно использовать для улучшения школьного климата в образовательной организации. Исходя из всего вышеизложенного, описываемая в статье практика является актуальной и новой для образовательных организаций. Внедрение рассматриваемого механизма позволит не только улучшить школьный климат внутри образовательной организации, но и наладить взаимодействие между отдельными элементами воспитательного процесса.

Источники

  1. Акасевич О. И., Панченко Н. В. Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 4 (8).
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  3. Ганузин В. М. Школьный климат, буллинг, виктимизация, дидактогения и синдром педагогического насилия: поля сражений в школьной жизни // Медицинская психология в России. 2021. № 13.
  4. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 3.
  5. Коулман Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. № 3.
  6. Мигунова А. В. Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4.
  7. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2.
  8. Сафонов А. А. Основные направления работы по профилактике антисоциального поведения школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1.
  9. Скобелкина Ю. И. Практические аспекты профилактической работы с учащимися с деструктивным поведением в общеобразовательной организации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 2 (16).
  10. Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3.
  11. Чиркина Т. А., Хавенсон Т. Е. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1.
  12. Школьный климат: содержание и диагностический аппарат: методическое пособие / сост. О. И. Акасевич, Н. В. Панченко, Т. Л. Гаврилова. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2023.
  13. Perry A. C. The Management of a City School. N. Y.: The Macmillan Company, 1908.

Информация об авторах

Скобелкина Юлия Игоревна

МОУ «СОШ № 67» г. Магнитогорска

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 марта 2024.
  • Опубликована: 30 октября 2024.

Ключевые слова

  • оценка качества образования
  • школьный климат
  • школьная служба примирения
  • служба медиации
  • профилактика конфликтов
  • воспитательная работа
  • assessment of education quality
  • school climate
  • school reconciliation service
  • mediation service
  • conflict prevention
  • educational work

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)