• Научная статья
  • 2 ноября 2024
  • Открытый доступ

Средовые, организационные и личностные ресурсы жизнестойкости педагогов

Аннотация

Целью работы является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование влияния различных ресурсов на жизнестойкость современных педагогов. В основу исследования положена методология ресурсного подхода, предполагающая наличие у педагогов функционально изменчивых и ограниченных возможностей для решения профессиональных задач. Эмпирические данные получены посредством применения диагностических методик, направленных на выявление средовых, организационных, личностных ресурсов жизнестойкости педагогов. Основные результаты исследования показывают, что жизнестойкость педагогов тесно связана с их восприятием учащихся и характеристиками педагогического коллектива. Установлено, что учителя склонны оценивать обучающихся нейтрально или отрицательно и что уровень жизнестойкости учителей зависит от устойчивости, самостоятельности, образованности и активности как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом. Обнаружено, что для педагогов с высокой жизнестойкостью важны взаимная поддержка в коллективе и хорошее взаимодействие с администрацией, тогда как для тех, кто испытывает низкую жизнестойкость, основное значение имеют взаимоотношения с учениками и их родителями. Сделан вывод о том, что стратегия жизнестойкости является комплексным результатом влияния средовых, организационных и личностных факторов. Научная новизна исследования заключается в определении показателей, как положительно, так и отрицательно влияющих на жизнестойкость. К данным показателям относятся представления педагогов об учащихся, о коллегах и об организации образовательного процесса. Зафиксировано, что положительное влияние оказывают: восприятие учеников педагогами как счастливых, спокойных, нейтрально относящихся к педагогам; восприятие коллег как активных, самостоятельных, имеющих высшее образование, а коллектива как устойчивого; организация образовательного процесса с учетом мнения педагогов, не зависимо от мнения социальных партнеров, ориентированного на четкие правила оценки деятельности обучающихся.

Источники

  1. Горшков В. Ю., Нагорнов И. В., Румянцева Т. В., Швецова С. В. Аналитический отчет по результатам исследования организационной культуры муниципальной системы образования города Ярославля (подсистема общего образования). Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2010.
  2. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1.
  3. Иоффе А. Н., Бычкова Л. В. Развитие личностного потенциала на занятиях: учебное пособие. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021.
  4. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Методологические и методические вопросы эмпирического изучения диагностики и личностного потенциал // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
  5. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
  6. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А. Жизнестойкость и ее диагностика. М.: Смысл, 2016.
  7. Румянцева Т. В. Саморегуляция и профессиональная идентичность педагогов общеобразовательных школ: монография. Ярославль: Муниципальное образовательное учреждение «Городской центр развития образования», 2012.
  8. Тарханов М. В., Тарханова И. Ю. Социализация цифрового поколения: опыт эмпирического анализа // Психология деструктивного поведения: факторы риска и профилактика: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Ярославль, 19 мая 2023 г.). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2023.
  9. Тарханова И. Ю., Райхельгауз Л. Б., Угарова М. Г. Образовательные запросы родителей школе: опыт эмпирического анализа // Человек и образование. 2024. № 2. https://dx.doi.org/10.54884/1815-7041-2024-79-2-104-112
  10. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 5. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01
  11. Osgood C. E. Dimensionality of the Semantic Space for Communication via Facial Expressions // Scandinavian Journal of Psychology. 1966. Vol. 7. No. 1.
  12. Ryff C. D. Positive Psychology: Looking Back and Looking Forward // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.840062

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Исследование взаимосвязи типа организационной культуры, параметров школьной среды и психологического благополучия педагогов» в рамках реализуемой Комплексной программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее» (Договор № КИП-04/23).

Информация об авторах

Угарова Марина Германовна

к. психол. н.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Тарханов Матвей Владимирович

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2024.
  • Опубликована: 2 ноября 2024.

Ключевые слова

  • организационная культура образовательного учреждения
  • психологическое благополучие педагогов
  • жизнестойкость педагогов
  • педагогические работники
  • ресурсный подход
  • organizational culture of an educational institution
  • psychological well-being of teachers
  • teacher resilience
  • teaching staff
  • resource approach

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)