• Научная статья
  • 5 ноября 2024
  • Открытый доступ

Принципы практико-ориентированного обучения математике будущих специалистов финансового сектора

Аннотация

Целью исследования является обоснование принципов практико-ориентированного обучения математике будущих специалистов в финансово-экономической и финансово-управленческой сферах деятельности. В статье раскрыты категории принципов обучения математике студентов-финансистов. В основе типологизации принципов лежат методологические особенности практико-ориентированного подхода, применяемого в сочетании с компетентностным, деятельностным и интегративным подходами к обучению математике в высшей школе. Научная новизна заключается в том, что впервые предложено проектировать обучение математике будущих финансистов с учетом принципа интеграции теории и практики в направлении от практики к теории, принципа соответствия методов и средств обучения практико-ориентированным результатам математической подготовки. В результате исследования установлены принципы практико-ориентированного обучения математике будущих специалистов финансового сектора. Указаны некоторые технологии и приемы реализации этих принципов, учитывающие особенности математической подготовки студентов финансовых направлений подготовки.

Источники

  1. Артюхина М. С. Система интерактивного обучения математике на социально-гуманитарных направлениях подготовки в цифровой образовательной среде: дисс. … д. пед. н. Елец, 2023.
  2. Бадак Б. А., Бровка Н. В. О принципах практико-ориентированного обучения математике студентов технического университета // THEORIA: журнал исследований в образовании. 2023. № 4 (2).
  3. Бурмистрова Н. А., Шамис В. А. Математическая подготовка бакалавров экономики в условиях цифрового общества // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 3. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-5-10
  4. Гребенкина А. С. Система практико-ориентированных задач как средство формирования математических умений у студентов технических специальностей // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 102. № 1.
  5. Гребенкина А. С. Теоретико-методические основы практико-ориентированного подхода к математической подготовке будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности: монография. Донецк: ДОННУ, 2022.
  6. Далингер В. А., Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Взаимная интеграция информационно-математической подготовки инженеров в эпоху цифровизации // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2021. № 14 (9).
  7. Королёв М. Е., Дерий И. А. Психолого-педагогические основы цифровой трансформации обучения студентов современного университета // Вестник Академии гражданской защиты. 2021. № 2 (26).
  8. Кочетова И. В., Егорченко И. В. Технология математической подготовки студентов естественно-технических профилей в контексте прикладной направленности обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. https://doi.org/10.17513/spno.29547
  9. Малыгина О. А. Совершенствование обучения высшей математике в техническом университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 3 (69). https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.69.016
  10. Матюшенко С. В., Князева О. О. Новый формат принципа «наглядность в обучении» // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 4. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-59-66.
  11. Просалова В. С. Принципы внедрения практико-ориентированного обучения в вузе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 4.
  12. Сенаторова О. Ю. Практико-ориентированный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10165
  13. Скафа Е. И., Борисова А. А. Ведущие принципы формирования методической компетентности будущих преподавателей высшей школы // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2021. № 54. https://doi.org/10.24412/2079-9152-2021-54-48-56
  14. Смирнов Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, 2012.
  15. Тарасова Т. А. Практико-ориентированный подход в обучении математике // Kant. 2020. № 3 (36). https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-36.75
  16. Тимофеева Н. М., Михалёва Т. И. Дидактические принципы педагогики высшей школы в преподавании дисциплин физико-математического цикла // Вопросы педагогики. 2021. № 11-2.
  17. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12.
  18. Чикина Т. Е., Коларькова О. Г. Цифровые технологии в процессе обучения математике // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 1. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-42-57
  19. Шапиро В. Я. Практико-ориентированные задачи по математике как средство формировании профессиональных компетенций в техническом вузе // Наукосфера. 2021. № 2-1.
  20. Dreher R., Gornov A., Kondratyev V. Concept of the Natural Structure of Engineering Training and the Code of Professional Ethics of an Engineer // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-76-85
  21. Hankeln C., Adamek C., Greefrath G. Assessing Sub-competencies of Mathematical Modelling Development of a New Test Instrument // Lines of Inquiry in Mathematical Modelling Research in Education / ed. by G. A. Stillman, J. P. Brown. Cham: Springer International Publishing, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-14931-4_8
  22. Ilić J., Ivanović M., Klašnja-Milićević А. Effects of Digital Game-based Learning in STEM Education on Students’ Motivation: A Systematic Literature Review // Journal of Baltic Science Education. 2024. Vol. 23. Iss. 1. https://doi.org/10.33225/jbse/24.23.20

Финансирование

Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» при финансовой поддержке Азово-Черноморского математического центра (Соглашение от 29.02.2024 № 075-02-2024-1446).

Информация об авторах

Гребенкина Александра Сергеевна

д. пед. н., доц.

Донецкий государственный университет

Хитрик Анна Витальевна

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 сентября 2024.
  • Опубликована: 5 ноября 2024.

Ключевые слова

  • обучение математике
  • практико-ориентированный подход к обучению
  • принципы практико-ориентированного обучения
  • цифровизация образования
  • специалисты финансового сектора
  • mathematics education
  • practice-oriented approach to learning
  • principles of practice-oriented learning
  • digitalization of education
  • specialists in the financial sector

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)