Реализация педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга в контексте теории фортепианного интонирования в условиях музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза
Аннотация
Цель исследования – обобщение педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга в контексте теории фортепианного интонирования и обоснование необходимости и целесообразности их реализации в условиях музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. В статье предпринята попытка прочтения и авторских комментариев работ С. Е. Фейнберга, анализируется влияние педагогических воззрений русского и советского педагога-исследователя и исполнителя на становление теории фортепианного интонирования. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработан алгоритм воспитания культуры фортепианного интонирования (на основе реализации педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга) в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза, базирующийся на определенной последовательности операций-действий. В результате доказано колоссальное влияние, которое оказали педагогические воззрения С. Е. Фейнберга на современное фортепианное исполнительское искусство, выявлена тесная преемственная связь традиций русской, советской и российской педагогической и исполнительской школы.
Источники
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963.
- Горбунова И. Б., Хайнер Е. В. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39).
- Колышева Т. А., Пецина И. А. Рефлексивные технологии в формировании творческих компетенций будущего педагога-музыканта // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14).
- Корыхалова Н. П. За вторым роялем: работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2006.
- Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика-XXI, 2009.
- Малинковская А. В. Диалектика как метод исследования музыкально-педагогического процесса: к 100-летию Б. Л. Кременштейн // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11. № 2. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2023-11-2-9-27
- Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Музыкальное искусство и образование. 2018. № 3 (23).
- Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995.
- Маряч А. Ю. Особенности воспитания культуры фортепианного интонирования в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Армавир, 2023.
- Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Реализация комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке как один из аспектов формирования исполнительской компетентности студентов педагогического вуза // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 1.
- Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2-х ч. М.: Композитор, 2014. Ч. 1-2.
- Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дисс. … д. иск. М., 2000.
- Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. психол. н. М., 2014.
- Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста / сост. и общ. ред. Л. Фейнберга и В. Натансона. М.: Музыка, 1978.
- Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. СПб.: Лань; Планета музыки, 2021.
- Шульпяков О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2016.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 октября 2024.
- Опубликована: 11 ноября 2024.
Ключевые слова
- теория фортепианного интонирования
- педагогические и исполнительские принципы С. Е. Фейнберга
- фортепианная кинетика и кинестетика
- музыкально-инструментальная подготовка
- theory of piano intonation
- pedagogical and performance principles of S. E. Feinberg
- piano kinetics and kinesthetics
- music-instrumental training
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»