• Научная статья
  • 11 ноября 2024
  • Открытый доступ

Реализация педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга в контексте теории фортепианного интонирования в условиях музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза

Аннотация

Цель исследования – обобщение педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга в контексте теории фортепианного интонирования и обоснование необходимости и целесообразности их реализации в условиях музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. В статье предпринята попытка прочтения и авторских комментариев работ С. Е. Фейнберга, анализируется влияние педагогических воззрений русского и советского педагога-исследователя и исполнителя на становление теории фортепианного интонирования. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработан алгоритм воспитания культуры фортепианного интонирования (на основе реализации педагогических и исполнительских принципов С. Е. Фейнберга) в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза, базирующийся на определенной последовательности операций-действий. В результате доказано колоссальное влияние, которое оказали педагогические воззрения С. Е. Фейнберга на современное фортепианное исполнительское искусство, выявлена тесная преемственная связь традиций русской, советской и российской педагогической и исполнительской школы.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963.
  2. Горбунова И. Б., Хайнер Е. В. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39).
  3. Колышева Т. А., Пецина И. А. Рефлексивные технологии в формировании творческих компетенций будущего педагога-музыканта // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14).
  4. Корыхалова Н. П. За вторым роялем: работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2006.
  5. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика-XXI, 2009.
  6. Малинковская А. В. Диалектика как метод исследования музыкально-педагогического процесса: к 100-летию Б. Л. Кременштейн // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11. № 2. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2023-11-2-9-27
  7. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Музыкальное искусство и образование. 2018. № 3 (23).
  8. Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995.
  9. Маряч А. Ю. Особенности воспитания культуры фортепианного интонирования в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Армавир, 2023.
  10. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Реализация комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке как один из аспектов формирования исполнительской компетентности студентов педагогического вуза // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 1.
  11. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2-х ч. М.: Композитор, 2014. Ч. 1-2.
  12. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дисс. … д. иск. М., 2000.
  13. Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. психол. н. М., 2014.
  14. Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста / сост. и общ. ред. Л. Фейнберга и В. Натансона. М.: Музыка, 1978.
  15. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. СПб.: Лань; Планета музыки, 2021.
  16. Шульпяков О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2016.

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 октября 2024.
  • Опубликована: 11 ноября 2024.

Ключевые слова

  • теория фортепианного интонирования
  • педагогические и исполнительские принципы С. Е. Фейнберга
  • фортепианная кинетика и кинестетика
  • музыкально-инструментальная подготовка
  • theory of piano intonation
  • pedagogical and performance principles of S. E. Feinberg
  • piano kinetics and kinesthetics
  • music-instrumental training

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)