• Научная статья
  • 13 ноября 2024
  • Открытый доступ

Организация исследовательской работы студентов педагогического вуза в рамках международного проекта по созданию цифровой образовательной платформы

Аннотация

Целью исследования является обоснование и определение комплекса дидактических условий, способствующих активизации исследовательской деятельности студентов младших курсов педагогического вуза в рамках международного проекта по созданию цифровой образовательной платформы. В статье представлен опыт интеграции учебной дисциплины «Основы учебной и исследовательской деятельности» с реальным международным проектом, направленным на развитие сотрудничества с образовательными учреждениями Республики Индонезия. Описывается структура электронного курса по дисциплине «Основы учебной и исследовательской деятельности», включающего диагностическое оценивание уровня готовности студентов к предстоящей исследовательской деятельности, основное исследовательское задание и систему оценивания результатов. Особое внимание уделяется разработке студентами технологического обеспечения онлайн-уроков по русскому языку и культуре для индонезийской аудитории. Научная новизна исследования заключается в создании комплексного подхода к организации исследовательской деятельности студентов, сочетающего теоретическую подготовку, практическую работу и рефлексию в контексте международного проекта. Результаты исследования показывают, что разработанный комплекс дидактических условий может эффективно способствовать развитию исследовательских компетенций студентов, повышая их мотивацию к научной деятельности и формируя навыки межкультурного взаимодействия. Предложенный подход может быть адаптирован для применения в других педагогических вузах с целью повышения качества подготовки будущих педагогов к исследовательской и международной деятельности в условиях глобализации образования.

Источники

  1. Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения // Проблемы современного образования. 2022. № 5.
  2. Вдовина Н. А., Руськина Е. Н., Савинова Т. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 4 (20).
  3. Гордиенко Т. П., Меметова Г. Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // Kant. 2023. № 1 (46).
  4. Евдокимова А. И. Цифровая трансформация учебно-познавательной деятельности студентов как индикатор развития вузовской науки // Человеческий капитал. 2021. № 9.
  5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Академия, 2010.
  6. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов – будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126).
  7. Кошкин А. П. Международная деятельность университета как фактор повышения профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 7.
  8. Кузнецова Л. А., Лысак О. Г. Smart-среда – средство, ведущее к решению основных задач современного образования // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности: сборник научных статей по материалам XX международной научно-практической онлайн-конференции (г. Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2021 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022.
  9. Ломаско П. С., Симонова А. Л. Возможности LMS Moodle для реализации принципов смарт-образования // Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики: сборник статей I международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск, 2-4 февраля 2022 г.). Красноярск, 2022.
  10. Лях В. И., Сигида Д. А. Исследовательская компетентность студента в учебном процессе современного вуза: содержание и подходы изучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
  11. Осетрова Е. В., Ревенко И. В., Васильева С. П. Мотивация индонезийцев к изучению русского языка: динамическая модель и ее методический потенциал // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2023. № 3 (65).
  12. Охотина А. С., Белоногова Л. Н. Вовлечение студентов педагогического вуза в научно-исследовательскую деятельность: оценка уровня эффективности // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 4.
  13. Пунчик В. Н. Метасемантический концепт формирования дидактических понятий у студентов // Непрерывное образование. 2018. № 2.
  14. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1.
  15. Самойлов А. Ю. Использование элементов электронного учебного курса, совместимых со стандартом SCORM, для визуализации учебной информации и создания качественного мультимедийного образовательного контента в системе дистанционного обучения (LMS) // Академическая мысль. 2024. № 3 (28).
  16. Тимкина Ю. Ю. Организационно-дидактические условия вариативного иноязычного образования в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18).
  17. Хайбулаев М. Х., Гаджикурбанова Г. М. Интерактивные технологии развития исследовательских компетенций будущего педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 8.
  18. Храмова Н. А., Пфаненштиль Н. Г. Формирование мотивации и умений исследовательской деятельности студентов в условиях многоуровневой системы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 2 (107).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках проекта «Ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере образования, направленных на продвижение образования на русском языке, а также поддержку изучения русского языка в Республике Индонезия», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2024-049/2.

Информация об авторах

Ломаско Павел Сергеевич

к. пед. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Дорошенко Елена Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Трусей Ирина Валерьевна

к. биол. н.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 октября 2024.
  • Опубликована: 13 ноября 2024.

Ключевые слова

  • исследовательская деятельность студентов
  • международный образовательный проект
  • цифровая образовательная платформа
  • подготовка будущих учителей
  • дидактические условия формирования исследовательских компетенций
  • проектно-исследовательские задания
  • международная деятельность педагогического вуза
  • цифровые технологии в исследовательской деятельности
  • разработка цифрового образовательного контента
  • student research activities
  • international educational project
  • digital educational platform
  • training future teachers
  • didactic conditions for forming research competencies
  • project-research assignments
  • international activities of a pedagogical university
  • digital technologies in research activities
  • development of digital educational content

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)