Организация исследовательской работы студентов педагогического вуза в рамках международного проекта по созданию цифровой образовательной платформы
Аннотация
Целью исследования является обоснование и определение комплекса дидактических условий, способствующих активизации исследовательской деятельности студентов младших курсов педагогического вуза в рамках международного проекта по созданию цифровой образовательной платформы. В статье представлен опыт интеграции учебной дисциплины «Основы учебной и исследовательской деятельности» с реальным международным проектом, направленным на развитие сотрудничества с образовательными учреждениями Республики Индонезия. Описывается структура электронного курса по дисциплине «Основы учебной и исследовательской деятельности», включающего диагностическое оценивание уровня готовности студентов к предстоящей исследовательской деятельности, основное исследовательское задание и систему оценивания результатов. Особое внимание уделяется разработке студентами технологического обеспечения онлайн-уроков по русскому языку и культуре для индонезийской аудитории. Научная новизна исследования заключается в создании комплексного подхода к организации исследовательской деятельности студентов, сочетающего теоретическую подготовку, практическую работу и рефлексию в контексте международного проекта. Результаты исследования показывают, что разработанный комплекс дидактических условий может эффективно способствовать развитию исследовательских компетенций студентов, повышая их мотивацию к научной деятельности и формируя навыки межкультурного взаимодействия. Предложенный подход может быть адаптирован для применения в других педагогических вузах с целью повышения качества подготовки будущих педагогов к исследовательской и международной деятельности в условиях глобализации образования.
Источники
- Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения // Проблемы современного образования. 2022. № 5.
- Вдовина Н. А., Руськина Е. Н., Савинова Т. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 4 (20).
- Гордиенко Т. П., Меметова Г. Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // Kant. 2023. № 1 (46).
- Евдокимова А. И. Цифровая трансформация учебно-познавательной деятельности студентов как индикатор развития вузовской науки // Человеческий капитал. 2021. № 9.
- Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Академия, 2010.
- Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов – будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126).
- Кошкин А. П. Международная деятельность университета как фактор повышения профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 7.
- Кузнецова Л. А., Лысак О. Г. Smart-среда – средство, ведущее к решению основных задач современного образования // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности: сборник научных статей по материалам XX международной научно-практической онлайн-конференции (г. Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2021 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022.
- Ломаско П. С., Симонова А. Л. Возможности LMS Moodle для реализации принципов смарт-образования // Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики: сборник статей I международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск, 2-4 февраля 2022 г.). Красноярск, 2022.
- Лях В. И., Сигида Д. А. Исследовательская компетентность студента в учебном процессе современного вуза: содержание и подходы изучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
- Осетрова Е. В., Ревенко И. В., Васильева С. П. Мотивация индонезийцев к изучению русского языка: динамическая модель и ее методический потенциал // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2023. № 3 (65).
- Охотина А. С., Белоногова Л. Н. Вовлечение студентов педагогического вуза в научно-исследовательскую деятельность: оценка уровня эффективности // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 4.
- Пунчик В. Н. Метасемантический концепт формирования дидактических понятий у студентов // Непрерывное образование. 2018. № 2.
- Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1.
- Самойлов А. Ю. Использование элементов электронного учебного курса, совместимых со стандартом SCORM, для визуализации учебной информации и создания качественного мультимедийного образовательного контента в системе дистанционного обучения (LMS) // Академическая мысль. 2024. № 3 (28).
- Тимкина Ю. Ю. Организационно-дидактические условия вариативного иноязычного образования в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18).
- Хайбулаев М. Х., Гаджикурбанова Г. М. Интерактивные технологии развития исследовательских компетенций будущего педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 8.
- Храмова Н. А., Пфаненштиль Н. Г. Формирование мотивации и умений исследовательской деятельности студентов в условиях многоуровневой системы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 2 (107).
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках проекта «Ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере образования, направленных на продвижение образования на русском языке, а также поддержку изучения русского языка в Республике Индонезия», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2024-049/2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 октября 2024.
- Опубликована: 13 ноября 2024.
Ключевые слова
- исследовательская деятельность студентов
- международный образовательный проект
- цифровая образовательная платформа
- подготовка будущих учителей
- дидактические условия формирования исследовательских компетенций
- проектно-исследовательские задания
- международная деятельность педагогического вуза
- цифровые технологии в исследовательской деятельности
- разработка цифрового образовательного контента
- student research activities
- international educational project
- digital educational platform
- training future teachers
- didactic conditions for forming research competencies
- project-research assignments
- international activities of a pedagogical university
- digital technologies in research activities
- development of digital educational content
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»