• Научная статья
  • 25 ноября 2024
  • Открытый доступ

Формирование у будущих педагогов аксиологических смыслов на примере дискуссии «Ценности семейного воспитания: или что сегодня не так со словом “мать”?»

Аннотация

Цель исследования – теоретически обосновать проблему ценностных смыслов у будущих педагогов на примере изучения концепта «мать». В статье раскрыты основные проблемные поля, относящиеся к вопросам семейного воспитания, сохранения традиционных семейных ценностей, роли и места матери в жизни человека, формирования культуры семейных отношений и выявления позиции современной молодежи (в частности, будущих педагогов) по данной теме. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к решению проблемы формирования семейных ценностей у студентов педагогических направлений, являющихся основой аксиологических смыслов личности будущего учителя и способствующих развитию профессионально-личностных качеств студентов в условиях современного образования. В результате диагностики будущих учителей на предмет понимания ценности семейного воспитания выявлены наиболее актуальные проблемы отношения современной молодежи к традициям и семейным ценностям, к основной функции семьи – продолжение рода. В работе актуализированы вопросы формирования у студентов аксиологических смыслов, которые стоят перед государством, институтом семейного воспитания, обществом и системой профессионального образования.

Источники

  1. Викулова Л. Г., Ермоленко Г. А., Жукоцкая А. В., Змазнева О. А., Кожевников С. Б., Михайлова С. В., Рянская Э. М., Тарева Е. Г., Тройникова Е. В., Смирнова А. И., Черненькая С. В. Язык, культура, социум: essentia et existentia. М.: Книгодел, 2023.
  2. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф., Кулагина О. А. Семиометрия рефлексии о ценностях современного общества // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. М.: Тезаурус, 2011.
  3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Трешина И. В. Ценностно-смысловые приоритеты студентов – будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1.
  4. Григорьева Е. Я., Черкашина Е. И. Становление лингвокультурологии как нового подхода к преподаванию языков и культур // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. Будапешт: Российский центр науки и культуры в Будапеште (Представительство Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества) в Венгрии), 2019.
  5. Дейкина А. Д., Скрябина О. А. Аксиологичность лингвистического знания в методическом освещении // Профессорский журнал. Серия «Русский язык и литература». 2023. № 3 (15).
  6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 6-е. М.: ЛКИ, 2007.
  7. Карташова В. Н. Усвоение общечеловеческих ценностей в иноязычном образовании на непрофильных направлениях подготовки // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сб. материалов II всерос. науч.-практ. онлайн-конф. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2022.
  8. Малинин В. А., Сороковых Г. В., Шестакова С. М. Концептуальные основы воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве // Среднее профессиональное образование. 2024. № 1 (341).
  9. Орехова Е. Я., Данилова И. С., Шайденко Н. А. Семья, родительство и школа Европы в современном социокультурном контексте // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4 (52).
  10. Педагогическое наследие В. А. Cластёнина: горизонты будущего: монография / под ред. Л. С. Подымовой, А. В. Лукиновой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2015.
  11. Пименова М. В., Мошина Е. А. Мифологема Мать-сыра-земля в русской языковой картине мира // Сибирский филологический журнал. 2021. № 3.
  12. Прибылова Н. Г. Педагогическое общение в языковом вузе в контексте гуманистической парадигмы образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XIV междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластёнина. Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2023.
  13. Рябов О. В. «Родина-мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2014. № 1.
  14. Сороковых Г. В. Антропологический подход к обучению и воспитанию средствами иностранного языка: антропонимы и их образовательная ценность // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы III междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Московский городской педагогический университет, 2019. Ч. 1.
  15. Сороковых Г. В. Дебаты как педагогическая технология овладения навыками профессионального общения учителя // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сб. науч. ст. IX междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти академика РАО В. А. Сластёнина. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018.
  16. Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И., Прибылова Н. Г. Исследование проблемы речевой культуры будущего учителя как фактора формирования лингвистической безопасности образовательного пространства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 5.
  17. Сороковых Г. В., Шумейко Т. Н. Специфика дискуссионной деятельности на иностранном языке студентов инженерного профиля // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака: сб. ст. по итогам III междунар. конф. М.: Спутник+, 2018. Т. 3.
  18. Старицына С. Г. Аксиологический подход в подготовке педагога к иноязычному инклюзивному образованию // Наследие Н. К. Крупской и современность: науч. труды всерос. науч.-практ. конф., посвящённой 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской. М.: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2019.
  19. Тарева Е. Г. 1.1. Культуросообразные подходы в языковом образовании: эклектика vs синергия? // Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики / отв. ред. Е. Г. Тарева. СПб.: Нестор-История, 2020.
  20. Тумашева О. В., Солдаева М. В. Методические дебаты как эффективная педагогическая технология развития универсальных компетенций будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 6.
  21. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск: Дет. лит., 1994.
  22. Языкова Н. В. Аксиология лингвообразования: концептуальные аспекты и технологические решения // Экология языка. Моно- и межкультурная коммуникативная практика: материалы всерос. науч. конф. с междунар. участием. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2023.

Информация об авторах

Сороковых Галина Викторовна

д. пед. н., проф.

Государственный университет просвещения, г. Москва

Малинин Валерий Анатольевич

д. пед. н., проф.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Старицына Светлана Григорьевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 октября 2024.
  • Опубликована: 25 ноября 2024.

Ключевые слова

  • отношение будущих педагогов к ценностям семейного воспитания
  • происхождение и смысл слова «мать»
  • ценностные доминанты семейного самоопределения
  • воспитательный компонент языкового образования
  • future teachers’ attitude to family education values
  • origin and meaning of the word “mother”
  • value dominants of family self-determination
  • educational component of language education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)